Об общности педагогических культур народов

Культура одного народа не может существовать отдельно, она проникает в другие культуры, обогащая и развивая их. Историю народы создают сообща. Каждый народ вносит свою лепту в мировую историю и культуру. Чем богаче опыт общения национальной культуры с другими культурами, тем в большей степени представитель данной культуры способен проникнуть в культуру других народов, понять все её богатство для мировой цивилизации. Многие элементы национальной культуры имеют общие черты, сходные признаки, единые духовно-нравственные ценности формирования нравственного самосознания обучаемых.

Интересно
В тесной взаимосвязи находятся, например, проблемы общности культур тюркских народов и их национальной самобытности, духовное родство коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, русского и якутского народов, возникшее в середине 17 века.

Капрал морской пехоты американец Джон Ледьярд, побывавший в Якутске в 1787 г. проездом на Аляску, оставил в своем дневнике запись о том, что в Якутском крае русские живут с якутами в согласии и мире, без какого-либо различения национального происхождения, не подчеркивая своего превосходства, живут приблизительно в одинаковой степени равенства. Это ещё раз свидетельствует о дружественных связях двух народов с самого начала их совместного проживания в крае.

Духовное родство русского и якутского народов ещё более усиливалось по мере возрастания коренных народов в православной вере. Православие входило в историю Якутии с XVI века. Символом принятия православной веры является факт венчания в 1640 году русского землепроходца Семёна Дежнёва с якуткой Абакаядой. Принятие Православия в крае тесно связано с именем подвижника и праведника, просветителя народов Аляски, Америки и Камчатки архиепископа Иннокентия (Вениаминова). При нем в 1859 году в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке.

Евангелие на якутском языке читал сам святитель Иннокентий.

Православие в крае органично сочетается с просвещением якутского народа. С принятия Православия в якутских глубинках стали открываться церковно-приходские школы. Первая школа была основана при Якутском Спасском монастыре в 1735 году. А по велению Святителя Иннокентия (Вениаминова) открылась духовная семинария – кузница якутской интеллигенции. Как подчеркивает историк Е.И. Юрганова («Тальцы». 9.11.2008), присоединение Якутского края к российскому конфессиональному пространству способствовало укреплению позиций империи на ее дальних рубежах, с одной стороны, с другой, – предоставило возможность доступа к культурному наследию христианского мира и через него – к европейской культуре и мировой цивилизации.

Интеграция, синтез культур народов России – это бесценное духовное богатство и мощный объединяющий фактор жизни в согласии, уважении, толерантности.

Общность педагогических культур разных народов объясняется следующими основополагающими факторами:

  1. Общностью исторических условий развития разных народов.
  2. Общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  3. Общностью основ народной психологии.
  4. Общностью географических условий.
  5. Взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.
  6. Генетической общностью.
  7. Общностью основ религиозной морали и др.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной в изолированном состоянии от других культур.

Диалог культур предполагает:

  1. Суверенность, полноценность, равноправность, специфичность, уникальность каждой из них.
  2. Двуязычие стимулирует общекультурное развитие воспитанников, расширяет их кругозор, язык и сознание превращаются в более гибкую и податливую новым понятиям мировоззренческую систему. Оно открывает доступ к различным моделям мира, диалогу мировоззрений, позволяет осознать недостаточность, относительность каждого из них в отдельности.
  3. При этом взаимодействие культур понимается сегодня уже не как односторонняя адаптация к ценностям доминирующей культуры, а как утверждение национальной самобытности культур, культурного многообразия.
  4. Национальное образование должно возводить ребенка-носителя национальной культуры – к культурам других народов и мировой культуре. Только в этом случае национальная система образования сможет соответствовать международным требованиям и стандартам, станет реальным участником международного культурного и образовательного пространства.
  5. Степень интегрированности национальной культуры, т.е. способность осваивать достижения других культур, является одним из главных факторов ее жизнеспособности. Поэтому требуется отражение в содержании национального образования генезиса различных культур и религий в их исторических, географических, культурологических рамках.
  6. Реализация взаимодействия культур в образовательном процессе дошкольников должна осуществляться не на чисто рациональной основе, а опираться и на чувственно-эмоциональную сферу воспитанников, вызывая у детей сопереживание, симпатию, созвучность, любовь.

Таким образом, одним из ведущих показателей жизнеспособности национальных культур является взаимодействие с другими культурами, способность осваивать их достижения, интегрированность в более широкое культурное пространство.

Методологические и общетеоретические основы, пути эффективного этнокультурного воспитания и развития детей в современном педагогическом процессе раскрыты в научных трудах Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, В.Ф. Афанасьева, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, Т.Н. Петровой, А.А. Григорьевой, А.Г. Корниловой, Е.С. Бабуновой, О.В. Хухлаевой; Г.И. Батуриной, Р.М. Чумичевой, О.Л. Князевой и др.

Анализ трудов великих педагогов, а также идей современных педагогов, показывает тесную взаимосвязь, взаимообусловленность научной педагогики с богатейшим опытом народного воспитания.

Специальному и непосредственному изучению народно-педагогической культуры одним из первых посвятил свой труд Г.С. Виноградов. В 1926 г. в Иркутске вышла его книга «Народная педагогика». Ученый определил выведенное в заглавие явление как «совокупность и взаимодействие народных представлений, взглядов на жизнь, на воспитание и обучение новых поколений, на цели и задачи воспитания и обучения, средства и пути воздействия на подрастающее поколение». По Г.С. Виноградову, народная педагогика – имеющиеся у народа «известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой».

Теоретической основой курса являются социально-философские концепции о человеке как высшей ценности и субъекте общественного развития; психологические теории развития личности: положения личностно-ориентированной педагогики; этнопедагогические теории; теории по истории и этнографии народа саха; культурологический подход к изучению фольклора и религии народа саха и др.

Включение этнокультурных ценностей в содержание образовательного процесса требует современного духовно-нравственного чтения, воспитания открытости культурно-духовным ценностям человечества. Утрата народами своих этнокультурных основ равносильна не только потере исторической памяти, но и лишению будущих поколений жить в любви к своим корням, осознать долг Родине, понимать, что любое национальное есть часть общечеловеческого. В этом заключается подлинная суть и гуманизм этнокультурного воспитания и развития личности детей в современном обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)