Культура воспитания в 17-18 веках в Якутии

Изучение трудов прогрессивных представителей зарубежной и отечественной интеллигенции XVII–XIX вв. весьма важно для понимания сути этнокультурного развития личности, а именно его непосредственной связи с жизнью, что дает ключ для научного объяснения их исторических, этносоциальных основ. Такой комплексный подход в наибольшей степени соответствует современному уровню научного анализа.

Изучение и анализ историко-этнографических сведений о якутах в конце XVII и в начале XVIII веков Н.К. Витзена, голландского географа, юриста и бургомистра Амстердама; Э.И. Идеса, путешественника, голландского купца; Г.Ф. Миллера, историка, члена Петербургской академии наук, участника Второй Камчатской экспедиции; И.Э. Фишера, русского историка, академика, участника Великой Северной экспедиции и др. позволили установить следующие основополагающие достоверности:

Народное воспитание выполняло двоякую функцию: выработка жизненных позиций и участие в самой жизни.

Безусловно, весь процесс жизнедеятельности человека, в главной степени содержание его трудовой деятельности, каковым в изучаемом периоде являются скотоводческо-сенокосное хозяйство у якутов, зарождавшиеся земледелие и товарно-меновые отношения, традиционные занятия охотой, рыболовством и т.д., активно формирует мировоззренческие позиции, традиции, обычаи народа. В связи с этим закономерно утверждение, что этнокультурное воспитание обусловлено специфичностью социально-экономического развития и особенностями жизнедеятельности народа в суровых условиях Севера.

Воспитание детей в якутских семьях велось на родном языке. В контексте взаимопроникновения русской и якутской культур исследователи отмечают объякучивание русских старожилов в городах Якутске, Вилюйске, Олекминске, вдоль Иркутско-Якутского тракта. Взаимопроникновение языков и в целом взаимодействие культур являются важными факторами наполнения этнического самосознания народов.

Нельзя не отметить, что знание языка в свою очередь создало благоприятные условия для эволюции педагогических воззрений народа. Это становится ещё более понятным, если учесть, что данные города представляли в то время подавляющую часть образовательного потенциала края.

Интересно
Народная культура воспитания в целом обусловлена веками выработанными традициями и обычаями. Исходя из данных, изложенных исследователями и опираясь на выводы Г.В. Ксенофонтова, следует отметить о существенном влиянии на традиционную культуру воспитания «олигархических порядков и наследственного дворянства, составляющих особенности скотоводческого феодализма…».

Бесспорно, военная демократия того времени, диктующая, регулирующая социальные, экономические, политические отношения и порядки в пользу баев-тойонов, а также весь сложный процесс вхождения края в состав Русского государства выработали специфические особенности культуры воспитания и, естественно, обеспечили новый виток развития народной педагогики якутов.

Народное воспитание протекало в органическом единстве с традиционными верованиями и религиозными обрядами народа. Резюмируя историко-этнографические сведения, необходимо отметить ещё не утерянную в то время социальную и духовно-нравственную значимость верований саха, в том числе как фактора, обусловливающего педагогические воззрения народа.

Историко-этнографические сведения также свидетельствуют, что разложение родовых отношений, социально-экономическое расслоение общества, страдания большей части народа от двойного гнета своих тойоновъ-баев и царских чиновников, ясачный режим, ломка стереотипов религиозных верований и приобщение населения к православной религии – реалии времени конца XVII и XVIII веков, которые оказали громадное и весьма своеобразное влияние на ход общественного развития якутов, в том числе их традиционной культуры воспитания.

Нельзя также сбрасывать со счетов генеалогические связи якутов с тюркскими народами и историческую общность, духовную связь с русским народом, начало которым было заложено в середине XVII века. В этом отношении культура народа саха, его педагогические воззрения не исключение и являются живым доказательством теории Л.Н. Гумилева о восходящем, сложносоставном этногенетическом субстрате культур народов.

Древнее культурно-историческое родство и связи с тюркоязычными и русским народами, слияние и взаимодействие с народами Севера предопределили интегративно-синкретичеcкие черты этнопедагогических воззрений народа саха. Л.Н. Гумилев рассматривал внутриэтническую комплиментарность как мощную охранительную силу. Таким образом, наличие длительной общей истории и культуры народов Якутии является одним из решающих факторов дальнейшего развития народной педагогической культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)