Стержневая идея отечественных педагогических систем

С именем основателя научной педагогики в России К.Д. Ушинского связаны демократические идеи о ведущей роли народа в развитии общества.

Выдающийся русский педагог утверждает, что

«общество обнимает все развитие человека, и, наоборот, человек в сфере общественной должен находить место для полного всестороннего развития своего».

Изучение и анализ педагогического наследия К.Д. Ушинского позволяет заявить, что высокий статус его гениальности заключается в переводе народной мудрости из ряда декларируемой в «воспитательное измерение». Он воплотил «народность» в реальные разработки, программы, хрестоматии, научные монографии, которые стали самым надежным средством прогрессивного развития образования во все времена.

Здесь обращает внимание на себя следующее:

Классик педагогики считает, что каждый народ должен создать свою собственную национальную систему обучения и воспитания в соответствие со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Он был убежден, что только система воспитания, которая построена в соответствие интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические и духовно-нравственные качества. В знаменитом труде «О народности в общественном воспитании» он писал:

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…».

По его утверждению, всякая живая историческая народность есть то самое

«прекрасное создание божие на земле… и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника».

К.Д. Ушинский выводит свой идеал воспитания совершенного человека из народных воззрений. Он считал, что образование должно опираться на воспитательный идеал народа, ибо

«…всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает народную совесть».

По глубокому убеждению педагога, назначение воспитания – вырастить человека, имеющего конкретную цель в жизни.

Говоря о воспитании как «о деле семейном», К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание не должно ограничиваться школьным. Он считал, что только народное воспитание является живым организмом в историческом процессе развития нации. В научном труде «Русские школы» великий педагог оставляет родному народу свое педагогическое завещание:

«Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому народу».

Одушевляющей силой народности в образовании К.Д. Ушинский определяет родной язык. Он полагает, что глубина языка в его живой связи с временем, поколениями; в том, что он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.

Он настаивал на том, чтобы обучение в школах велось на родном языке, ибо в языке живет душа народа; отражается история его духовной жизни.

То, что К.Д. Ушинский признал движущими силами развития молодого поколения любви к своим корням, родному языку и служения своему народу составляет суть и величие его гения.

Народность воспитания – стержневая идея педагогической системы Л.Н. Толстого. Сравнительно-педагогический анализ позволяет нам заявить о сопряженности педагогических воззрений народа и толстовских концепций народной школы, свободного воспитания.

Духовно-нравственные искания Л.Н. Толстого, истоки которых заключаются в самой гуще народной жизни, имели своей конечной целью создание подлинно гуманистической педагогической системы. Он особо подчеркивал, что образование производно от потребностей человека:

«потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Одухотворение и гуманизацию образования он связывал с религиозностью человека. По его убеждению, ребенок не может полноценно развиваться вне религиозной веры.

Эволюция духовно-религиозного образования в его наследии трактовалась как любовь к православию «более своего спокойствия» – любовь к христианству «более своей церкви» – любовь к истине «более всего на свете», а духовная суть человека с крыльями, которые поднимают «его над бездной».

Л.Н. Толстой одним из первых раскрыл философско-педагогическую суть взаимосвязи красоты природы с нравственной красотой, присущей в детской душе; гармонии и нелокальности мира человека, космического значения его мыслей и деянии. Он подверг резкой критике дискретный подход к пониманию мира и развития личности:

«…как сложное вещество разложили душу человека на память, ум, чувства и т.д. и знают, сколько какого упражнения для какой части нужно…».

Он доказал на практике несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от народной практики.

Несмотря на противоречивость, педагогическая система Л.Н. Толстого имела народные корни и в свое время была самой демократичной. При решении любого педагогического вопроса ему были дороги народные истоки, и он всячески использовал их в педагогической деятельности.

Идея народности в его трудах сочетается с идеей демократизации, свободы, ненасилия и является стержнем духовно-нравственного, любовно-творческого развития личности ребенка.

Выдающийся педагог и психолог П.П. Блонский принимал активное участие в разработке задач, методов новой народной школы и раскрыл суть одного из ценных положений народной педагогики – принципа воспитания реальной жизнью. По его мнению, новая школа должна стать школой человечности, школой жизни. Автор считал, что

«трудовая школа есть такая школа, которую может создать народ, ибо она копия его жизни в его стремлении к сознательности и, которую никто не может создать кроме народа».

П.П. Блонский советовал использовать в воспитании различные жанры народного творчества. Он призывал всколыхнуть сердца детей поэзией и музыкой, дать им глубокие впечатления, развивать их фантазию, творческие способности, воспитать жажду преобразования в будничной серой жизни. Сторонник биогенетического подхода к воспитанию прекрасно понимал, что народная школа мысли, человечности, поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и культурного творчества.

Вся деятельность замечательного педагога П.П. Блонского пронизана любовью к родному русскому народу и отличается страстным стремлением привития в своих воспитанниках глубокого уважения к истории родной культуры.

Принцип воспитания реальной жизнью заложен в основу педагогической системы А.С. Макаренко. Великий педагог был убежден, что детский коллектив – составная часть общества, «социальный живой организм». Он утверждал, что

«…детский коллектив решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой-то будущей жизни, он хочет быть полноценным явлением общественной жизни…».

В соответствии с «системой перспективных линий» А.С. Макаренко «проектировал» жизнь своих воспитанников. Он считал, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать» и педагог обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться.

Всей своей жизнью и деятельностью А.С. Макаренко подтверждал педагогическую мудрость народа – проявлять как можно больше уважения к ребенку, его достоинству, дать возможность каждой личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Следует отметить, что педагогическое наследие А.С. Макаренко как часть педагогических воззрений народа изучено еще недостаточно и требует новых исследований.

Народный дух пронизывает всю педагогическую деятельность и творчество великого педагога современности В.А. Сухомлинского.

В его педагогической системе принцип народности приобретает особый статус. Традиции народного воспитания В.А. Сухомлинский считает «решающими» в духовной сокровищнице народа. Он показывает их гуманистическую, интернациональную суть.

Интересно
Родной язык, устное народное творчество в его педагогической практике являются источниками духовного единения ребенка с родным народом и открытости культуре других национальностей.

В.А. Сухомлинский одухотворил дидактические основы педагогики, сориентировал их на «бурную работу детской души»: развитие внутреннего мира и внутренних позиций личности ребенка.

В его педагогической системе воспитание человека-гуманиста, человека-интернационалиста, человека-патриота основывается на четырех культах: культе Родины, культе человека, культе красоты, культе родного слова. Он считает их «живой плотью и кровью нравственности».

По В.А. Сухомлинскому, духовное богатство немыслимо без воспитания чувства достоинства у ребенка:

«Яркий образ идеальной жизни, морального подвига должен… высвечивать все доброе и все дурное в его собственном сердце».

В этом контексте ключевая роль педагога заключается в том, чтобы освещать «юному сердцу путь к идеалу, а не копаться руками в сердце, не «выворачивать» его».

Великий педагог утверждает, что развивающая сила образования заключается в обеспечении понимания, осознания, принятия детьми с самых малых лет, что грубость, жестокость, аморальность поступков – это следствие ограниченности, убожества и примитивности мира чувств человека.

Резюмируя свои рассуждения, необходимо отметить, что педагогическая система, В.А. Сухомлинского, которая становилась и развивалась в пору расцвета социализма и всеобщей унификации, необъяснимым образом сохранила духовную близость с народными корнями и созерцательность перспектив развития молодого поколения в глобальном мире.

Таким образом, анализ трудов великих педагогов показывает тесную взаимосвязь, взаимообусловленность научной педагогики с богатейшим опытом народного воспитания. Безусловно, замечательная плеяда русских и зарубежных педагогов зарядила народным духом сущность воспитания, обучения и оказала огромное влияние на процесс развития педагогической науки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)