Зрелость как категория акмеологии
Б.Г. Ананьев сделал вывод о том, что наступление зрелости человека как индивида (физической зрелости), личности (гражданской зрелости), субъекта познания (умственной зрелости) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.
Ученый ввел понятие глобальной зрелости, которая у животных совпадает с физической зрелостью всего организма, его жизнедеятельности и механизмов поведения.
Это понятие, с нашей точки зрения, приложимо и к развитию человека, к его рубежным этапам процесса взросления и к достижению расцвета жизнедеятельности.
В такой интерпретации зрелость (глобальная) предстает как интегральная характеристика развития всех жизненных сил человека на определенном этапе его взросления или взрослости, как гармоничное сочетание природных, личностных и субъектных показателей целостного развития человека.
С этих позиций принято рассматривать педагогическую акмеологию как науку о закономерностях высших достижений в целостном развитии человека на каждом его возрастном этапе в процессе непрерывного образования, включая школьное, вузовское, последипломное и образование взрослых.
Не случайно возникла такая самостоятельная научная область знаний, как акмеология школьного образования, где интегрируются знания по философии образования, психологии, педагогике, валеологии и социологии вокруг проблемы целостного развития растущего человека.
Характеристики зрелой личности (или личностной зрелости) представлены в диспозиционной теории личности американского психолога Г. Олпорта, с точки зрения которого зрелый человек имеет широкие границы «Я» и может посмотреть на себя «со стороны»; он способен к теплым, сердечным социальным отношениям, проявляет сочувствие и терпимость; демонстрирует эмоциональную саморегуляцию и самовосприятие, не озлобляется внутренне и не ожесточается; реалистически воспринимает мир, опыт и свои притязания, не передергивает факты и стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей; способен к самопознанию, обладает чувством юмора, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях; владеет цельной жизненной философией, системой ценностей, которые придают значимость и смысл практически всему, что делает человек.
В процессе онтогенеза и социогенеза формируются различные вариации уровней развития разных видов зрелости растущего человека, неразрывно связанные с его образовательной деятельностью.
На рубежных этапах возрастного развития, так или иначе соотносимых со ступенями обучения в системе непрерывного образования, растущий человек достигает своей вершины, своей зрелости, которая воплощается в готовности к переходу на новую, боле высокую степень образования и развития.
В процессе созревания человека, способного решать новую, более сложную задачу в жизни, учебе или труде, учитываются качественные изменения в физическом или психическом развитии, в здоровье, обученности и воспитанности, мотивации деятельности, в личностной сфере и творческой самореализации индивидуальности человека.
Процесс взросления и созревания растущего человека характеризуется развитием гетерогенных по своей природе процессов и взаимодействием всех «ипостасей» человека как биопсихосоциального существа.
Этот сложный процесс целостного развития неразрывно связан с его образовательной деятельностью, с удовлетворением базовых человеческих потребностей в знаниях, необходимых для жизни и ее познания.
Актуален поиск интегральных критериев целостного развития растущего человека, важно осознать его микроакме на различных возрастных стадиях и ступенях образования.
Такие интегральные структурно-функциональные образования создаются на пересечении гетерогенных процессов развития растущего человека, его онтогенеза и социогенеза, созревания и образования, саморазвития и воспитания.
В акмеологической концепции школьного образования в качестве такого интегрального критерия целостного развития растущего человека рассматривается феномен зрелости.
Зрелость – это субъективно-объективная категория, отражающая личный жизненный опыт и природные ресурсы растущего человека, объективные закономерности его взросления, а также результаты образования в соответствии с государственными стандартами.
Зрелость – это и социально-педагогический результат, возникающий в процессе взаимодействия социальной и педагогической среды, развития и взросления растущего человека.
Зрелость – это и вершина (микроакме), которая образуется на пересечении двух гетерогенных процессов: возрастного психофизиологического созревания, когда доминируют онтогенетические закономерности, и образовательно-воспитательного, когда приоритет отдается закономерностям социокультурного развития.
Таким образом, зрелость – это интегральное качество и показатель развития растущего человека в образовательной среде (социальной и педагогической).
Каждый вид зрелости становится предпосылкой достижений на новом возрастном и образовательном этапе растущего человека, его поуровневого, ступенчатого микроакме.
Диагностика качества образования обусловливает необходимость разработки его критериев, показателей и стандартизированных методик анализа и оценки образовательного процесса и достигаемых результатов, которые определяются потребностью в самореализации.
- Актуализация субъективного опыта учителя
- Структура педагогической технологии формирования физической культуры личности студентов
- Принципы формирования физической культуры личности
- Основные положения технологии повышения педагогического мастерства учителя
- Самореализация личности в сфере физической культуры как проблема педагогической акмеологии
- Профессиональное самосовершенствование личности в контексте педагогической акмеологии
- Профессионализм педагога как категория акмеологии
- Профессиональная карьера как категория акмеологии
- Профессиональное становление как категория акмеологии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу