Зрелость как категория акмеологии

Б.Г. Ананьев сделал вывод о том, что наступление зрелости человека как индивида (физической зрелости), личности (гражданской зрелости), субъекта познания (умственной зрелости) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Ученый ввел понятие глобальной зрелости, которая у животных совпадает с физической зрелостью всего организма, его жизнедеятельности и механизмов поведения.

Это понятие, с нашей точки зрения, приложимо и к развитию человека, к его рубежным этапам процесса взросления и к достижению расцвета жизнедеятельности.

В такой интерпретации зрелость (глобальная) предстает как интегральная характеристика развития всех жизненных сил человека на определенном этапе его взросления или взрослости, как гармоничное сочетание природных, личностных и субъектных показателей целостного развития человека.

С этих позиций принято рассматривать педагогическую акмеологию как науку о закономерностях высших достижений в целостном развитии человека на каждом его возрастном этапе в процессе непрерывного образования, включая школьное, вузовское, последипломное и образование взрослых.

Не случайно возникла такая самостоятельная научная область знаний, как акмеология школьного образования, где интегрируются знания по философии образования, психологии, педагогике, валеологии и социологии вокруг проблемы целостного развития растущего человека.

Характеристики зрелой личности (или личностной зрелости) представлены в диспозиционной теории личности американского психолога Г. Олпорта, с точки зрения которого зрелый человек имеет широкие границы «Я» и может посмотреть на себя «со стороны»; он способен к теплым, сердечным социальным отношениям, проявляет сочувствие и терпимость; демонстрирует эмоциональную саморегуляцию и самовосприятие, не озлобляется внутренне и не ожесточается; реалистически воспринимает мир, опыт и свои притязания, не передергивает факты и стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей; способен к самопознанию, обладает чувством юмора, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях; владеет цельной жизненной философией, системой ценностей, которые придают значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Исходя из понимания личности как одной из сущностных характеристик человека, его социального развития, необходимо признать, что личностная зрелость (зрелая личность) не раскрывает всех аспектов целостного развития человека.

В процессе онтогенеза и социогенеза формируются различные вариации уровней развития разных видов зрелости растущего человека, неразрывно связанные с его образовательной деятельностью.

На рубежных этапах возрастного развития, так или иначе соотносимых со ступенями обучения в системе непрерывного образования, растущий человек достигает своей вершины, своей зрелости, которая воплощается в готовности к переходу на новую, боле высокую степень образования и развития.

В процессе созревания человека, способного решать новую, более сложную задачу в жизни, учебе или труде, учитываются качественные изменения в физическом или психическом развитии, в здоровье, обученности и воспитанности, мотивации деятельности, в личностной сфере и творческой самореализации индивидуальности человека.

Процесс взросления и созревания растущего человека характеризуется развитием гетерогенных по своей природе процессов и взаимодействием всех «ипостасей» человека как биопсихосоциального существа.

Этот сложный процесс целостного развития неразрывно связан с его образовательной деятельностью, с удовлетворением базовых человеческих потребностей в знаниях, необходимых для жизни и ее познания.

Актуален поиск интегральных критериев целостного развития растущего человека, важно осознать его микроакме на различных возрастных стадиях и ступенях образования.

Такие интегральные структурно-функциональные образования создаются на пересечении гетерогенных процессов развития растущего человека, его онтогенеза и социогенеза, созревания и образования, саморазвития и воспитания.

В акмеологической концепции школьного образования в качестве такого интегрального критерия целостного развития растущего человека рассматривается феномен зрелости.

Зрелость – это субъективно-объективная категория, отражающая личный жизненный опыт и природные ресурсы растущего человека, объективные закономерности его взросления, а также результаты образования в соответствии с государственными стандартами.

Зрелость – это и социально-педагогический результат, возникающий в процессе взаимодействия социальной и педагогической среды, развития и взросления растущего человека.

Зрелость – это и вершина (микроакме), которая образуется на пересечении двух гетерогенных процессов: возрастного психофизиологического созревания, когда доминируют онтогенетические закономерности, и образовательно-воспитательного, когда приоритет отдается закономерностям социокультурного развития.

Таким образом, зрелость – это интегральное качество и показатель развития растущего человека в образовательной среде (социальной и педагогической).

Каждый вид зрелости становится предпосылкой достижений на новом возрастном и образовательном этапе растущего человека, его поуровневого, ступенчатого микроакме.

Диагностика качества образования обусловливает необходимость разработки его критериев, показателей и стандартизированных методик анализа и оценки образовательного процесса и достигаемых результатов, которые определяются потребностью в самореализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)