Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль осуществляется оперативно в процессе приобретения знаний и умений.

Основная цель текущего контроля – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущая проверка позволяет учителю своевременно откорректировать свою деятельность, спланировать меры по предупреждению низкой успеваемости.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В процессе первичного восприятия нового материала обычно используются репродуктивные вопросы и задания.

Например, при изучении растений и животных луга учащиеся могут выполнить следующие задания репродуктивного характера:

  1. Перечисли растения луга, цветущие яркими цветами. Найди их в гербариях.
  2. Назови несколько представителей животных различных групп, обитающих на лугу.
  3. Узнай по описанию обитателей луга:
  • это лекарственное растение получило название за разрезанные на мелкие дольки листья с ажурными краями. Его используют для лечения ран, останавливая кровотечение;
  • эта певчая птица, прилетает ранней весной. Поет на лету. Гнезда вьет на земле, среди травы. Поедает множество растительноядных насекомых, семян сорняков;
  • это животное – отличный прыгун. Передние ноги короче задних в три-четыре раза. Длинный хвост с кисточкой помогает ему сохранить равновесие.

Подобные задания помогают проверить и закрепить фактологический (эмпирический) уровень развития понятий.

Однако первичное восприятие нуждается в дальнейшем осмыслении и установлении логических связей с имеющимися знаниями. Понятие должно перейти на следующий уровень развития – операционно-доказательный.

На операционно-доказательном уровне учащиеся выполняют задания, требующие приведения примеров, установления простейших причинно следственных связей. Например:

  1. Какую роль играют животные в жизни растений луга?
  2. Приведи примеры луговых растений, которые опыляются насекомыми. По каким признакам можно узнать такие растения в природе?
  3. Почему на лугу не могут обитать крупные животные?
  4. Составь цепи питания, в которые входят следующие обитатели луга: трясогузка, клевер, корсак, мятлик, жаба, шмель, полевка.

На следующем, теоретическом (понятийном), уровне усвоенные знания систематизируются и применяются в новых ситуациях.

Для проверки знаний и закрепления используются более сложные задания. Например:

  1. Распредели растения луга на три группы: а) лекарственные; б) кормовые; в) ядовитые.
  2. Ребята решили помочь весной растениям побыстрее прорасти. Для этого они сожгли на лугу сухую траву. Правильно ли они поступили? Почему?
  3. Объясните, почему человек должен охранять луга.
  4. Докажите, что луг является природным сообществом.

На этапе текущей проверки знаний и умений ученик имеет право на ошибку и совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Во время текущего контроля не всегда целесообразна цифровая отметка, карающая за любую ошибку. Сухомлинский, например, оценивал умственный труд детей, только когда этот труд приносил положительные результаты. Он считал успех и похвалу самым действенным методом воспитания трудолюбия.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки

При этом виде контроля ученику должно предоставляться право досдать и пересдать материал, исправить полученную отметку.

При выставлении окончательной отметки учитель ориентируется не на средний балл (который определяется текущими отметками), а учитывает итоговые отметки по сдаваемой теме. Они «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль объективным.

Итоговый контроль проводится по окончании четверти, триместра, полугодия или года. При выставлении переводных отметок отдается предпочтение более высоким.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)