Контроль и оценка результатов обучения естествознанию

Проверка и оценивание результатов учебных достижений младших школьников является важной составляющей педагогической деятельности учителя.

Система контроля и оценки не может ограничиваться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений. Она ставит и более важную социальную задачу: развитие у школьников умения самоконтроля и самопроверки и нахождения путей устранения допущенных ошибок.

Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.

Социальная функция проявляется в реализации требований ФГОС. Таким образом, система контроля служит инструментом оповещения государства и заинтересованных людей (родителей, учеников, учителей и др.) о состоянии и проблемах образования в данном обществе.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата обучения с действительным. Учитель может оценить эффективность применяемых им форм, методов и средств обучения, проанализировать, какое содержание следует расширить, а какое исключить из учебной программы.

Ученик может оценить результаты своей учебной деятельности. Полученные оценки помогут ему проанализировать, какой материал усвоен прочно, а какой требует повторения.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Правильно организованный контроль помогает выработке положительных мотивов учения, снижает страх перед контрольными работами.

Эмоциональная функция проявляется в том, что оценка всегда вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика

Она может как вдохновить ребенка, так и огорчить его, снизить самооценку, записать в отстающие. Для реализации этой функции учитель должен быть готов разделить эмоциональную реакцию ученика (радоваться успехам, огорчаться при неудачах), выражать уверенность в том, что результат учебы может быть изменен к лучшему. Это будет предпосылкой того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует ошибки, наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Анализ неудачных результатов поможет наметить пути улучшения учебного процесса.

Функция управления важна для развития самоконтроля школьника, умения правильно оценивать свою деятельность и принимать оценку педагога. Учителю она помогает осуществить корректировку учебного процесса.

При проверке знаний учащихся следует соблюдать определенные требования:

  1. Осуществление всесторонней и систематической проверки знаний и умений. Это приучает школьников регулярно готовиться к урокам, формирует более прочные знания.
  2. Учет индивидуальных особенностей школьников.
  3. Разнообразие форм и методов проверки.
  4. Создание атмосферы доброжелательности и творчества во время проверки.
  5. Проверка прежде всего программного материала.

Контроль за знаниями должен способствовать развитию умственных способностей и волевых качеств детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)