Основные направления в развитии современной методической мысли

XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной
грамматики и функциональной стилистики, культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение математической лингвистики, психолингвистики, неориторики, когнитивной лингвистики.

В условиях плюрализма стало необходимым введение стандартов, определяющих минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательный для всех вариантов образования. Как бы в противовес стандартам широко применяются инновационные методики («инновация» переводится как «движение к новому»), направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлеченный поиск, их речевое творчество.

Последнее десятилетие внесло много нового в систему школьного и средне-специального образования: для этого периода характерна общая гуманитарная направленность, расширение цикла языковых предметов, возникло разнообразие типов школ, программ и учебников (это уже привело к необходимости вариативных методик).

Таким образом, можно говорить о формировании одного из новых подходов в преподавании русского языка в современных
образовательных учреждениях – рассмотрение его в структуре филологического образования.

Утверждение названного подхода означает, что школа начинает отказываться от сложившейся традиции автономного изучения языка и литературы, когда разорваны существующие между ними связи. Ученые и учителя, авторы учебников ищут пути создания целостной системы литературного и языкового образования, согласования их целей, содержания, приёмов обучения.

Особую значимость приобретает проблема филологического образования и места в нем учебного предмета «Русский язык». По сути дела, это попытка сблизить преподавание русского языка и литературы.

Оригинальная концепция единого курса словесности в старшей школе предложена академиком Н.М.Шанским.

Интересно
В этом курсе органически объединяются знания, умения и навыки по русскому языку со знаниями по русской литературе как словесному искусству. И если мы познакомимся с методикой преподавания русского языка как иностранного, русского языка как неродного, то окажется, что принцип интеграции предметов «Русский язык» и «Русская литература» является для них общим.

Методика русского языка накопила значительный опыт, однако до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, принципы и методы обучения русскому языку, пока еще недостаточно изучены закономерности усвоения русского языка учащимися разных возрастов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)