Классификация методов и приемов обучения русскому языку
Классификация методов обучения русскому языку богата и разнообразна.
Она складывается из общедидактических методов, то есть методов, которые являются общими для всех (или большинства) изучаемых учебных предметов.
К ним относятся:
- слово учителя (объяснение, рассказ);
- беседа;
- лекция;
- работа с книгой;
- упражнения;
- использование наглядных пособий (схем, таблиц);
- экскурсии.
Классификация методов обучения русскому языку также складывается из специфических методов, то есть методов, присущих только данному предмету (родному языку) – это различные виды разбора, диктант, изложение. Особо следует выделить методы лингвистической науки.
К ним относятся:
- языковой анализ;
- метод наблюдений;
- экспериментальный метод;
- метод моделирования;
- метод конструирования;
- статистический метод.
Все многообразие методов, которыми пользуется учитель, может быть представлено в виде определенной системы, основными признаками которой, как отмечает А.В.Текучев, являются:
- полнота охвата всех сторон предмета обучения;
- взаимосвязанность всех методов между собой;
- единство общедидактических принципов как основы всех методов.
Метод наблюдений над языковыми явлениями применяется с целью наилучшего осознания изучаемой языковой теории.
Наблюдения, как правило, проводятся под руководством учителя по определенному плану (или данным в учебнике вопросам) и готовят учащихся к осознанному усвоению определений, правил.
Материал для наблюдений в учебниках обычно состоит из двух частей:
- языкового материала;
- вопросов для анализа языковых явлений.
Вслед за наблюдением помещается правило, определение, то есть обобщаются обнаруженные закономерности языка.
Материал, представленный в учебниках для анализа, дан как в виде готового текста (слова, словосочетания, предложения или связного текста), так и задания, помогающего ученикам самостоятельно подобрать текст для анализа. Установка на усвоение учащимися языка как единства во всем многообразии его проявлений, а также стремление активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их наблюдательность, способность к выводам определили широкое применение метода наблюдений над языком, особенно на первой ступени изучения систематического курса русского языка (5-6 классы).
Метод аналогии выступает в процессе обучения как метод познания.
Использование этого метода позволяет учащимся:
- устанавливать сходство между языковыми явлениями;
- приобретать новую учебную информацию;
- осознавать изучаемый материал, закреплять его;
- обобщать и систематизировать знания.
Метод аналогии широко используется в процессе изучения орфографии и пунктуации. Он богат и методическими приемами.
Так, учащимся нередко предлагается отыскать в художественном тексте предложения по аналогии с данным, содержащим определенную пунктограмму.
Обобщение пройденного материала по пунктуации сложносочиненных предложений, сложноподчиненных с однородными
придаточными можно изучать в 9 классе по аналогии с пунктуацией предложений с однородными членами.
Например, в упражнении учащимся предложено распространить предложения так, чтобы у них получилось одно предложение простое с однородными членами, а второе – сложносочиненное.
Метод эксперимента в обучении применяется не на всех этапах урока (целесообразнее его применять в ходе повторения,
закрепления изученного материала).
Текст без знаков препинания допускает разное чтение (Туча закрыла небо подул порывистый ветер пошел дождь). С помощью вопросов учителя и чтения текста, в котором расставлены знаки препинания, нет разного толкования, все понятно. Учащиеся приходят к правильному выводу о назначении знаков препинания: помогать читающему правильно воспринимать смысл. Следовательно, метод эксперимента активизировал мыслительную деятельность учеников.
Аналитико-синтетический метод является основным при обучении всем учебным предметам; вся познавательная работа
ученика – это прежде всего анализ и синтез. И на уроках русского языка, посвященных раскрытию какой-либо темы, как правило, анализ непрерывно сменяется синтезом, синтез – анализом.
- Виды упражнений по фонетике
- Значение фонетико-орфоэпической работы
- Содержание и методические принципы обучения фонетике
- Урок как основная форма организации
- Понятие о методах и приемах обучения
- Основные методы научного исследования в методике русского языка
- Связь методики со смежными дисциплинами
- Предмет и задачи методики преподавания русского языка
- Основные направления в развитии современной методической мысли
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу