Выполнение государственного решения

Третьим этапом в технологической цепочке государственного управления является выполнение решения (см. рис. 15).

Подготовка государственного решения

О значимости государственных решений судят обычно не столько по управленческим идеям, которые они несут (что также чрезвычайно важно), сколько по реальным результатам, по фактическим изменениям в управляемой подсистеме.

Важность этого становится еще более очевидной, если учесть, что в настоящее время достаточно часты случаи, когда принимаемые решения «повисают в воздухе», остаются без практического воплощения.

Анализ управленческой практики показывает, что одной из существенных причин подобных фактов является отсутствие рациональной технологии исполнения государственных решений.

В чем специфика деятельности по выполнению государственного решения? Если деятельность по подготовке и принятию государственного решения всегда духовна, то деятельность по реализации этого решения — в основном материальна, в какой бы социальной сфере она не осуществлялась.

Исполнение государственного решения — это практическая, а следовательно, материальная сторона государственной управленческой деятельности.

Например, если в государственном управлении принимается решение о создании какого-либо нового управленческого органа или нового подразделения в уже существующем органе, то выполнение данного решения выражается в конечном счете в подборе и принятии на работу определенного количества работников, обеспечении их рабочими местами, необходимым оборудованием, оргтехникой, зарплатой и т.д.

Именно выполнение управленческих решений позволяет в полной мере выявить их преобразовательный потенциал, проверить эффективность воздействия на происходящие процессы.

Хотя современная теория государственного управления имеет очевидные достижения, этап выполнения управленческих решений разработан в ней еще недостаточно.

Интересно
Пока что нет более или менее четкой концепции сущности и функций планирования. Не исследованы и теоретически не обобщены особенности материальной (практической) деятельности в структуре государственного управления.

Осуществляет только первые шаги теория государственного и социального контроля. Одним словом, праксиологическая сторона государственного управления требует повышенного внимания как со стороны ученых-исследователей, так политиков-практиков.

Что такое планирование? Планирование — это разработка определенного порядка выполнения какой-либо деятельности. Принятое государственное решение обычно устанавливает лишь общее содержание предполагаемой деятельности.

Задача планирования состоит в том, чтобы эту предполагаемую деятельность конкретизировать: наметить промежуточные цели, рассчитать сроки и последовательность их достижения, определить исполнителей и необходимые средства (ресурсное обеспечение) по каждой из этих частных целей.

План для того и составляется, чтобы исполнители не хватались за все сразу, а действовали в определенном порядке, т.е. согласованно и последовательно. Всякий план должен отвечать на четыре основных вопроса: что делать? Кому делать? Когда делать? Как делать? Нередко планам придается правовой характер. Они или сами принимаются в качестве нормативного акта, или прилагаются к какому-либо нормативному акту.

Например, Президент Российской Федерации В.В. Путин своим Указом от 19 ноября 2002 г. № 1336 утвердил федеральную программу «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)», которая в значительной мере была выполнена.

Второй и главной стадией при выполнении государственных решений является «материализация» содержащихся в них социальных целей и норм, перевод этих норм в реальные физические действия управленческого персонала по преобразованию объектов управления.

Данный вид управленческой деятельности обычно называют «организаторской деятельностью» или «выполнением запланированного».

Уже говорилось, что управленческие решения, принимаемые государственными органами, могут иметь двоякий характер. Они могут быть направлены во вне — на управляемую подсистему. Но они могут быть направлены и внутрь — на управляющую подсистему.

И в одном и в другом случае гражданские служащие воздействуют не на природу, а на других людей, объединенных в государственные и иные управленческие органы и организации.

Цель данного воздействия — мобилизовать последние на практические (материальные) преобразования социальной или природной действительности.

Следовательно, в государственном управлении материальные действия по выполнению управленческих решений выражаются в организаторской деятельности, т.е. в различных преобразованиях социальных органов и их управленческих аппаратов, других организаций, а также форм их взаимодействия друг с другом и внешней социальной средой.

В процессе выполнения запланированного политические и административные руководители, гражданские служащие создают новые органы управления, ликвидируют или преобразуют старые, совершенствуют организационные связи между ними, проводят различные мероприятия (совещания, конференции, дискуссии), контрольные проверки, подводят итоги и т.д. Организаторская деятельность всегда по своему характеру материальна.

Завершающей фазой в процессе непосредственной «материализации» государственного решения является получение реальных результатов, соответствующих тем целям,  которые были сформулированы в данных решениях.

Результат деятельности, как известно, является критерием (показателем) качества той или иной деятельности. Каков результат, такова и деятельность, следствием которой он является.

Поэтому чем больше результаты непосредственного выполнения запланированного соответствуют целям государственных решений, тем выше качество данной управленческой деятельности в целом.

Если же результаты не соответствуют в должной мере поставленным целям, то, естественно, качество управленческой деятельности вызывает сомнения.

В таких случаях возникает вопрос об уровне компетентности как отдельных работников, так и государственных органов. Нужно, однако, подчеркнуть, что соответствие результатов целям — это существенный, но далеко не главный критерий качества управленческой деятельности.

Сказанное позволяет заключить, что технологический цикл по работе с государственными решениями не завершается стадией непосредственного организаторского выполнения этих решений. Здесь нужна по крайней мере еще одна стадия, а именно контроль за выполнением государственных решений.

Без такого контроля трудно и даже просто невозможно определиться: действительно ли выполнены эти решения? И если они реально выполнены, то решены ли те актуальные проблемы, которым были посвящены данные решения?

Что такое управленческий контроль? Какова его роль в процессе государственной деятельности? Управленческий контроль (от фр. controle — проверка) есть проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутых результатов этой деятельности с теми целями, которые были поставлены в нормативных актах при решении актуальных социальных проблем, а также с уровнем решения этих проблем.

Управленческий контроль, как завершающая стадия при работе с государственными решениями, позволяет гражданским служащим не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности.

С помощью управленческого контроля осуществляется служебное наблюдение за процессом выполнения государственного решения, выявляются результаты воздействия субъекта управления на объект управления.

Выступая средством обратной связи, управленческий контроль дает управляющей подсистеме необходимую информацию о фактах запланированного или отклоняющегося поведения управляемой подсистемы.

Выявляя отклонения и их причины, контроль определяет необходимые пути корректировки дальнейшей управленческой деятельности, способствует выработке различных форм ее оптимизации.

Управленческий контроль технологически включает четыре основные фазы:

  • учет достигнутых результатов;
  • сравнение этих результатов с поставленными в управленческих актах целями;
  • оценку уровня решения актуальной социальной проблемы;
  • корректировку и оптимизацию дальнейшей управленческой деятельности.

На третью и четвертую фазы нередко не обращается внимания при проведении контроля, что является очевидным упущением.

При этом эффективность (или качество) государственного управления определяется не простым соответствием фактических результатов запланированным целям, а именно тем, насколько она удовлетворяет социальные потребности при решении (снятии) актуальных социальных проблем.

Чем быстрее и полнее решаются назревающие социальные проблемы, тем выше качество государственного управления.

Следует отметить, что в процессе ликвидации советской власти в стране были ликвидированы прежние системы государственного, партийного и народного контроля.

Однако взамен новых систем контроля не было создано. Действенных структур с аналогичными полномочиями до последнего времени в России пока не было, и это чрезвычайно негативно сказывалось на состоянии государственного и социального управления.

Отсутствие эффективного государственного и социального контроля способствовало нарастанию в государстве и других органах бюрократизма, фактов коррупции и вовлечению работников в мафиозные и другие криминальные структуры.

Для преодоления данных явлений по Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и закону об Общественной палате необходимо в возможно сжатые сроки создать заново систему государственного и общественного контроля.

Конечно, она должна учитывать новые политико-экономические реалии, всемерно содействовать повышению качества государственного и социального управления, быть надежной защитой против криминализации российского государства.

Государственный и социальный контроль необходим обществу, так как позволяет проверять эффективность принимаемых государственных решений с точки зрения общественных интересов. Поэтому он должен сопутствовать каждому решению, в подготовке принятии и выполнении которого участвуют политические руководители и гражданские служащие.

Постоянный государственный и социальный контроль является одним из необходимых условий оптимальности управленческих решений, всего государственно-социального управления в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)