Воспитание будущего читателя в дошкольном учреждении

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми дошкольного возраста, так как они выступают в основном в роли слушателей, а не читателей. Именно от него зависит то, как дети воспримут художественное произведение.

В связи с этим к воспитателю предъявляются повышенные требования в отношении качества исполнения для детей литературных произведений. Педагог должен стремиться донести до детей не только сюжет, но и идею произведения, его смысловую сущность, передать художественную природу произведения, творческие приемы автора. Поэтому воспитатель должен владеть искусством художественного выразительного чтения.

А. М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно потому, что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение литературных произведений усиливает это воздействие на слушателя.

В детском саду воспитатель знакомит детей с литературными произведениями, читая их по книге, наизусть или рассказывая. Во всех случаях донесение до слушателей смысла художественного текста достигается в первую очередь грамотным чтением. Воспитатель не может и не должен оставаться равнодушным к тому, что он читает или рассказывает детям, потому что этим он их воспитывает, оказывает на них влияние. Следовательно, воспитателю необходимо провести предварительную подготовку, целью которой является обеспечение полноценного восприятия детьми литературного произведения.

Интересно
Подготовка воспитателя предполагает обоснованный выбор книги, ее разбор (о чем говорится в произведении, какова его идея, характер героев, их взаимоотношения, мотивы поступков, художественные средства, с помощью которых реализуется замысел автора). После того как педагог познакомится с произведением, он готовится к его анализу вместе с детьми.

Существует мнение, что анализировать прочитанное не нужно, так как это отвращает детей от произведения. Так ли это? Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что ему не интересно. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Вот почему нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.

Анализ произведения должен быть совместным раздумьем педагога и детей вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Это то звено, которое соединяет эстетическое восприятие ребенка и художественный образ книги. От способности педагога к такому анализу зависит эффективность методов и приемов, которыми он направляет и развивает эстетическое восприятие ребенка.

К анализу литературных произведений предъявляются следующие требования:

  • он должен быть целенаправленным — каждый из вопросов воспитателя должен преследовать определенную цель;
  • он должен проводиться только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения;
  • он должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия детей;
  • анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации автором;
  • он должен быть избирательным — обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые наиболее ярко выражают идею (в одном случае анализ композиции, в другом — поступков персонажей и т.д.). При чтении рассказов, основу которых составляет одно событие, ярко раскрывающее их характеры (В.А. Осеева «Сыновья», «Три товарища»; Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок» и др.), анализировать композицию нецелесообразно;
  • анализ должен способствовать литературному развитию детей, т.е. формировать начальные литературоведческие представления и читательские умения:
  • умение осваивать идею произведения;
  • умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные автором;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку);
  • умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка.

Чтобы грамотно провести анализ, воспитатель намечает вопросы к тексту, которые будут предложены детям.

Исследователи (Н.С. Карпинская, О. И. Соловьева, Э. П. Короткова, Л.М.Гурович) условно разделили вопросы по направленности на следующие группы:

  • вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы: «О чем этот рассказ (сказка)?», «Почему автор так назвал свой рассказ?», «Какое главное событие рассказа (сказки)?» Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько дети поняли содержание произведения;
  • вопросы на воспроизведение содержания. Например, после чтения сказки «Теремок» детям можно задать вопросы: «Кто первый прибежал к теремку?», «Кто потом прискакал к теремку?» и т.д. Отвечая на эти вопросы, дети вспоминают описанные в сказке факты в их последовательности, образы персонажей (мышки- норушки, лягушки-квакушки и др.). Называя персонажей сказки, их действия, дети усваивают ее содержание;
  • вопросы, связанные с образом героя:
  • вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою: «Кто понравился? Почему?», «Кто больше всех понравился? Почему?»;
  • вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков: «За что все так любили дядю Степу?» («Дядя Степа» С. Михалкова), «Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?» («Косточка» Л. Н. Толстого). Подобные вопросы заставляют детей размышлять о причинах и следствиях поступков, замечать логическую закономерность событий;
  • вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно?, «Почему им было весело?»;
  • вопросы на сравнение действующих лиц: «Чем похожи герои?», «Чем они различаются?»;
  • вопросы, обращающие внимание на внешний облик, портрет героя: «Каким ты его себе представляешь?»;
  • вопросы на сравнение поведения, характера героя со знакомыми детям явлениями жизни: «А вы встречали кого-нибудь, похожего на Фому?» (стихотворение С. Михалкова «Про упрямого Фому»);
  • вопросы, позволяющие ввести детей в ситуацию произведения, сделать их участниками событий: «Чтобы вы сделали на месте…?», «Что бы вы посоветовали…?» Однако злоупотреблять такими вопросами нельзя. Иначе легко перейти ту грань, когда ненавязчивые аналогии могут превратиться в назидательный «урок», разрушающий эстетическую целостность произведения;
  • вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности: «Как автор описывает…?», «С чем автор сравнивает…?» и «Какие слова вам показались интересными (волшебными)?» и т.д. Эти вопросы способствуют повышению интереса детей к наблюдению над языком, над его образным строем;
  • вопросы, обращающие внимание на особенности жанра: «Что я вам прочитала (рассказала), рассказ или сказку?», «Почему вы так думаете?», «Как начинается сказка, как заканчивается?», «Какие повторы вы заметили?» и т.д.
    Указанные вопросы — опорные в беседе. Но по ходу беседы часто возникает необходимость в дополнительных вопросах, помогающих детям осмыслить содержание произведения.

Варианты беседы могут быть разнообразными. Это зависит от уровня развития детей, от того, насколько дошкольники ориентируются в тех фактах, явлениях, которые служат предметом беседы, в какой степени они близки жизненному опыту детей.

Следующим этапом подготовки является работа над выразительностью передачи мысли:

  • расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения;
  • выработка ясного и правильного произношения; овладение разнообразными интонациями.

Читая произведение, следует помнить об особенностях возраста детей.

При чтении текста младшим дошкольникам используются:

  • четкие, определенные интонации;
  • выразительное подчеркивание ярких, характеризующих образ определений;
  • контрастное сочетание темпов и ритмов в зависимости от содержания и формы исполняемого произведения.

Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и другие средства выразительности, используемые при чтении.

Задача педагога — добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы их интерес к произведению, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.

Предварительная работа педагога влияет на качество проведения занятий. В структуре занятий по литературным произведениям выделяются три части. Основная цель первой части занятия — ознакомление детей с произведением, обеспечение полноценного первичного восприятия текста. Подготовка дошкольников может быть организована по-разному. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у детей личного опыта, уровня их литературной подготовки, характера произведения и других факторов.

При подготовке детей к восприятию литературного произведения используются:

  • рассматривание книги;
  • вводная беседа — необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей не знают ответа. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением;
  • рассказ педагога (о писателе, о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения);
  • рассматривание рисунков, картин, связанных с содержанием произведения;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • организация наблюдений во время прогулок для углубления конкретных знаний детей, без которых восприятие произведения будет затруднено;
  • объяснение и уточнение значения незнакомых, непонятных слов. Существуют следующие приемы объяснения:
  • показ предмета, явления или действия в естественных условиях; показ картины, рисунка; подбор синонимов и антонимов; замена слова описательным оборотом; вопрос к детям о значении слова.

Вместе с тем следует помнить, что не все слова следует объяснять, особенно если они не затрудняют восприятие текста. Важным моментом в подготовке детей к восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание художественного произведения. Установка дается в форме вопроса или задания.

Например: «Подумайте, почему рассказ (сказка) так называется? Подумайте, какое настроение было у писателя (поэта) при написании этого рассказа (стихотворения)?». Подготовив детей к восприятию художественного произведения, воспитатель выразительно читает текст.

Во второй части занятия проводится беседа о прочитанном. Вопросы должны быть целенаправленными и ставиться в определенной последовательности. Их не должно быть много, они должны побуждать детей к размышлению, помогать увидеть скрытое художественное содержание.

По мнению Е. Н. Ильина, вопросы не надо ставить, задавать, ими лучше разговаривать. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями педагога. Очень важно, чтобы в беседе принимали участие все дети.

Н.С. Карпинская обращает внимание на то, что дошкольникам не безразлично отношение воспитателя к их ответам во время беседы, его заинтересованность их мыслями и суждениями. Когда дети видят, что их ответы и высказываемые мысли интересуют воспитателя, что удачные, правильные суждения вызывают его поощрения, они мобилизуются, подтягиваются, стараются как можно лучше выполнить то, что от них требуется, и, если это удается, испытывают большое удовлетворение.

В третьей части занятия, чтобы в памяти детей остался сам рассказ (сказка), а не беседа «по поводу», организуется повторное чтение произведения (если оно невелико по объему) или чтение понравившихся детям эпизодов. Для детей младшего дошкольного возраста отдельные места читаемых произведений повторяют для того, чтобы они запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию. Например, читая во второй младшей группе сказку «Колобок», надо постараться, чтобы ребята запомнили песенку колобка, и для этого повторить ее.

В средней группе, читая сказку «Гуси-лебеди», можно повторить диалоги девочки с печкой, речкой, яблонькой, а в старшей группе следует фиксировать внимание на повторах в сказке, помогая тем самым непроизвольному запоминанию. Например, после чтения сказки «Хаврошечка» дети должны запомнить и жалобу обиженной девушки своей коровушке, и ответы коровушки.

Знакомство дошкольников с художественной литературой не заканчивается занятиями. Педагогу необходимо стремиться активно использовать свободное время, чтобы, с одной стороны, значительно расширить литературный багаж детей, а с другой — повторно прочитать произведения, с которыми их уже знакомили на занятиях.

Вне занятий хорошо читать с продолжением объемные книжки: «Золотой ключик» А. Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Что я видел» Б. Житкова и пр. Чтение с продолжением развивает у детей привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе.

Чтение таких книг следует прерывать неожиданно, в напряженном месте, а перед тем как продолжить чтение, попросить детей вспомнить, где остановились в прошлый раз, предложить пересказать какой-нибудь эпизод. Для слушания дети рассаживаются поближе к воспитателю на ковре или на стульчиках вокруг него. Воспитателю нужно сесть так, чтобы видеть и тех, кто играет, и тех, кто его слушает.

При чтении литературных произведений вне занятий необходимо помнить следующее:

  • в течение дня не следует читать детям больше одного раза;
  • нельзя читать или рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т.п.;
  • нельзя читать детям перед сном. Образы книг возбуждают деятельность воображения, приводят в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают;
  • в каждой возрастной группе есть дети, которые любят слушать книги и предпочитают это занятие всякому другому, но есть и такие, которым слушание художественных произведений представляется непосильным и скучным делом. Обязательность слушания порой вызывает у них негативную реакцию. Заставить такого ребенка слушать текст — значит окончательно отбить интерес к книге. Задача педагога — найти подход к дошкольнику, выбрать такую книгу, которая затронула бы его эмоции и оказалась бы ему интересной;
  • если дети приносят книги из дома и просят почитать, надо удовлетворить их желание, предварительно ознакомившись с ее содержанием.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)