Слушание

Слушание – это восприятие звуковых сигналов и их понимание. Оно является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки и этап смысловой интерпретации.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора, и количеством информации, воспринятой слушателями.

Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60 – 70 % того, что говорит собеседник.

Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:

  • бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
  • обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
  • узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на несколько вопросов.

Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника:

  • получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, при этом полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и из бытовых разговоров;
  • развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач;
  • воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека;
  • анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний;
  • улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной.

Каковы факторы эффективного слушания? Перечислим основные:

  • отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубежденное отношение аудитории. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями; образованные более внимательны, чем необразованные. Последние часто становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора;
  • интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия;
  • мотивация слушателей. Внимание усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека: самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус;
  • эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, возражений по поводу утверждений оратора.

Как слушать? Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

  • умение концентрироваться;
  • умение анализировать содержание;
  • умение слушать критически;
  • умение конспектировать.

Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого.

Оно предполагает следующие приемы:

  • займите объективную позицию по отношению к говорящему;
  • вспомните, что вы уже знаете о предмете речи;
  • продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет ее развивать;
  • подумайте, чем содержание речи может вам помочь.

Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то можно не уловить последовательность повествования.

Умение анализировать опирается на следующие приемы:

  • определение цели речи;
  • определение композиции речи;
  • определение главной темы речи;
  • определение главных идей оратора;
  • определение форм аргументации;
  • определение форм резюмирования и заключительных выводов.

Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия: связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, подвергать сомнению его слова, откладывать решение до получения дальнейших сведений.

Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.

Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и целями речи.

Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления.

При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов: используйте короткие предложения и абзацы, записывайте только важные положения и фактический материал, используйте сокращения и символы, пишите разборчиво, подчеркивайте важные идеи, периодически просматривайте конспекты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)