Система художественного образования как отражение социокультурной среды
Проблему тесной связи образования и культуры можно считать и традиционной, и инновационной одновременно. Так, большое внимание связи культуры и процессов обучения и воспитания уделяли известные российские педагоги и деятели культуры: Н.К. Крупская, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
Зачастую учёные и педагоги приходят к выводу, что образовательные потенциалы развития России не могут быть заимствованы ни на Западе, ни на Востоке, а должны быть тесно связаны с русскими историко-культурными традициями и участвующих в их формировании народов.
Возможно, что в условиях наблюдающегося духовного кризиса, сделав ценности русской национальной культуры основой современного образования, можно будет ответить на вопрос: чему и как учить подрастающее поколение.
Также в настоящее время достаточно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при понимании особенностей культур различных национальностей.
Проблема художественного образования, воспитания и развития в современной социокультурной ситуации характеризуется далеко не однозначно. Так, высокие научно-технические достижения в нашем обществе наряду с положительными факторами несут в себе и много негативных явлений: усиление технократизма и бездуховности, нестабильности, утрату устойчивых нравственных и эстетических ориентиров.
Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов и деятелей культуры перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания и образования.
Отдавая дань прежним достижениям, не перечёркивая устоявшихся, проверенных временем дидактических принципов и закономерностей в национальной системе воспитания и образования, современная педагогическая наука стремится переосмыслить ценностную ориентацию этой систем.
В этих условиях устойчивые нравственные качества личности наиболее эффективно развиваются на основе непреходящих ценностей отечественной культуры.
Учёные и педагоги настаивают на необходимости возвращения процессов образования и воспитания в контекст, в среду национальной культуры. Эти условия дают возможность ребёнку осознавать себя не только потребителем культуры, но и её творцом.
В соответствии с этим основной формой культурной деятельности педагога и обучаемого является свободное творчество, продуктивная творческая деятельность учащегося.
Важнейшая задача художественного образования состоит и в том, чтобы научить школьников, с опорой на жизненный и художественный опыт аргументировано объяснять своё отношение к искусству, анализировать общий характер художественного материала, особенности выразительных средств, с помощью которых воплощается художественный образ. Но главное – это научить детей сформированные средствами искусства духовные ценности переносить на собственный образ жизни. Поэтому все методы и формы работы с учащимися на предметах художественного цикла должны иметь тесную связь с жизнью.
- Воспитание средствами художественного слова
- Становление национальной системы художественного образования и воспитания
- Основы художественного восприятия
- Основные этапы развития отечественной культуры
- Изучение самобытных проявлений художественного гения разных народов в конкретно историческую эпоху от древности до наших дней
- Общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории
- Мировые религии как основа традиций культуры и искусства
- Понятия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу