Психодинамические методы

Динамическое направление в психотерапии (психодинамическая или психоаналитическая психотерапия, инсайттерапия, эксплоративная психотерапия) основано на психоанализе. В ней акцентируется внимание на воздействии прошлого опыта, на основе которого сформирован определенный стиль поведения – через особые когнитивные способы (защиты), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (перенос).

Свое начало динамическая психотерапия берет от классического психоанализа З. Фрейда. Его основой служит концепция бессознательного, утверждающая, что определяющим в понимании природы человека, его психических феноменов и болезней является результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

К наиболее существенным положениям, основанным на этих принципах, относятся:

  • главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация и подавление;
  • вера, что такое подавление является сексуальным и причиной расстройства является неправильное либидозное, или психосексуальное, развитие;
  • идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах и т. д.;
  • уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса и его быстром восстановлении;
  • по сути, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами – ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго – в общем контексте моральных правил или стандартов (суперЭго);
  • приверженность концепции психического детерминизма (причинности), согласно которой психические феномены и поведение не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения.

Конечной целью терапевтических изменений в динамической психотерапии является осознание бессознательного. Психотерапевт вызывает изменения, которые облегчают проявление и понимание клиентом бессознательного, в основном либидозного содержания. Наиболее важным проявлением этого служит разрешение эдипова комплекса, что традиционно считается необходимым для здоровой личности. окончательная интеграция личности означает власть Эго над импульсами ид, или, как следует из классики, «где было ид, там будет Эго». Центральным в природе терапевтического взаимодействия в динамической психотерапии является постоянное осторожное внимание к особым отношениям между психотерапевтом и клиентом, что касается как субъекта, так и объекта анализа.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. При анализе используются четыре специфических процедуры: конфронтация, прояснение (кларификация), интерпретация и прорабатывание. Методика свободных ассоциаций – основной способ взаимодействия психотерапевта с «бесцензурным» содержанием психики клиента. Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал «королевской дорогой к бессознательному».

Конфронтация обращена к:

  • распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию;
  • прояснение предполагает помещение явлений в «резкий фокус», чтобы отделить важные аспекты от незначительных;
  • интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события;
  • прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно раз работанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание – самой длительной частью психотерапии. прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу клиента вне психотерапевтических часов.

К основным категориям динамической психотерапии относятся:

  • концепция патологии – признание существования конфликтов в сфере ранних либидозных влечений и желаний;
  • достижение здоровья – разрешение таких конфликтов путем победы Эго над ид;
  • желательные изменения – достижение глубокого инсайта (понимание далекого прошлого – осознание причины конфликта);
  • подход фокусируется на субъективном прошлом;
  • психотерапия – долговременная и интенсивная;
  • задача психотерапевта – понимание содержания бессознательной области психики клиента, ее исторического, скрытого значения;
  • психотерапевтическая техника – интерпретация свободных ассоциаций, анализ переноса, сопротивления, обмолвок и сновидений;
  • лечебная модель – медицинская и авторитарная (врач – клиент/пациент или родитель – ребенок, то есть терапевтический союз);
  • психотерапевт выполняет интерпретирующую и отражающую роль;
    позиция психотерапевта – недирективная, бесстрастная или фрустрирующая.

В классическом психоанализе различают следующие типы неврозов:

  • психоневроз.
  • актуальный невроз.
  • нарциссический невроз.
  • невроз характера.
  • травматический невроз.
  • невроз переноса.

Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов интерпретируются как конфликт между Эго и т.д. Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением ид и защитой Эго. Задача психотерапевта психоаналитика состоит в том, чтобы вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, то есть способствовать осознанию.

Следует отметить, что различные представители психоанализа по разному понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Если для Фрейда это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием, то А. Адлер рассматривал сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства.

Идеи Адлера и его индивидуальная психология – крупный шаг вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жизненного пути. В его концепции психотерапии выделяются три аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации. При этом в беседах с клиентом психотерапевт создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. И условиями психотерапии является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.

В отличие от Фрейда и Адлера, к. г. Юнг в своей аналитической психотерапии предложил три оригинальные метода для достижения сферы бессознательного: словесных ассоциаций, анализ сновидений и активного воображения. Тест словесных ассоциаций, принесший Юнгу широкую известность, заключается в том, чтобы испытуемый как можно быстрее ответил на словостимул первым пришедшим ему в голову словомответом. нарушение времени реакции рассматривается как «индикатор комплекса». под комплексом Юнг понимал сочетание ассоциаций травматического или просто болезненного, аффектированного характера.

Интересно
Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий собственной энергией, имеет тенденцию «образовывать как бы отдельную маленькую личность». Бессознательное, по мнению Юнга, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патологическим условием. Цель исследователя не в выявлении комплексов, а в выяснении, «что бессознательное делает с комплексами».

Анализ сновидений (толкование снов), с точки зрения Юнга, заключается в выявлении компенсаторной функции – «естественной реакции саморегуляции психической системы», поскольку сон ничего не скрывает, он закончен и целостен. Сновидение – сигнал бессознательного о том, что индивид «отклонился от собственного пути», а появление в снах мифологических, архетипических образов свидетельствует о движении к целостности, индивидуальной завершенности. Иначе говоря, погружение в глубины бессознательного приносит исцеление.

Важное место в психотерапии Юнг отводил осознанию переноса. Психологический процесс переноса он рассматривал как частную форму более общего психологического механизма проекции, возникающей между двумя людьми. на четырех стадиях терапии переноса прорабатывается «путь к себе», или «самореализация», целью которой является осознание пациентом некоего центра внутри его психического бытия (но не внутри его Эго), позволяющее ему не связывать более свое будущее счастье, а иногда и жизнь с некими внешними посредниками, будь то люди, идеи, обстоятельства. Другие психодинамические направления зарубежной психотерапии на практике представлены явными и скрытыми модификациями теоретических концепций и технических приемов Фрейда.

Они включают попытки:

  • частичного или полного смещения биологического фокуса в межличностные, социальные, этические и культурные сферы (характерологический анализ хорни, интерперсональная психотерапия салливана, гуманистический психоанализ Э. Фромма, интенсивная психотерапия Фромм – райхманн, биодинамическая концепция Массермана);
  • расширения или усиления Эго за счет более ранних или адаптивных свойств (Эгоанализ кляйн);
  • ориентировки во времени посредством сосредоточения внимания на первобытном прошлом человека (аналитическая психология Юнга), на его настоящем и/или будущем (индивидуальная психология Адлера, активная аналитическая терапия Штекеля);
  • расширения лечебных процедур путем изменения диапазона и целей лечения (волевая терапия ранка, Чикагская школа Александера, секторная терапия Дойча);
    развития принципов краткосрочной психотерапии с ее провоцирующими тревогу приемами (краткосрочная динамическая психотерапия сифнеоса, Малана);
  • пересмотра роли личности психотерапевта и отношения к пациенту за счет превращения психотерапевта в более непосредственного, гибкого и/или активного участника психотерапевтического процесса (Адлер, салливан, ранк, Штекель, Александер);
  • восстановления психофизического баланса человека путем акцента на физической части психофизической организациии (биодинамическая концепция Массермана, психобиологическая терапия Майера) и/или замены традиционного вида лечения, ориентированного на характер инсайта, на такой, который возвращает к катарсису раннего периода путем телесного освобождения от конфликтогенного напряжения (характерологический анализ райха) и др.

Из отечественных концепций психотерапии к динамическому направлению можно отнести систему патогенетической психотерапии В. н. Мясищева и ее развитие в виде личностно ориентированной (реконструктивной) психотерапии Б. Д. Карвасарского, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыкова. личностно ориентированная (реконструктивная) психотерапия основана на психологии отношений (концепция личности) и патогенетической концепции неврозов (биопсихосоциальная концепция невротических расстройств). Личность в рамках этого подхода рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой, как целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью.

В заключение сформулируем кратко основные положения. В рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Психотерапевтическое вмешательство направлено на достижение осознания этого конфликта и своего бессознательного. сегодня важно осознать и критически оценить все пять фундаментальных принципов психоанализа: динамический, экономический, структурный, принципы развития и адаптации.

Следует знать, что на современном этапе подготовки пенитенциарных специалистов – психологов, воспитателей и других участников социально-психологической реабилитации – назрела насущная необходимость в метапсихологическом философском уровне осмысления сущности самого человека, его духовного мира и природы психического. Появляется все больше исследований, свидетельствующих о неразрывной связи бытия и сознания с феноменами духовности и творчества человека в неразрывном континууме его пребывания в мировремени.

Приоритет в развитии новых теоретических аспектов и разделов психологической практики, основанных на более глубоком понимании духовного мира человека и нравственных законов его бытия, принадлежит современным отечественным психологам, педагогам и философам – Б. С. Братусю, Ф. Е. Василюку, В. П. Зинченко, М. Ш. МагомедЭминову, В. М. Позднякову, В. И. Слободчикову, Д. В. Сочивко, М. И. Рожкову и многим другим.

Определяя границы практики психоанализа в исправительных учреждениях, необходимо освоить понимание направленности развития динамической психотерапии и ее границы в связи с возникновением на ее основе феномена ретравматизации стресса. Во многом это объясняется сложившейся в нашей стране и в пенитенциарной системе в частности социокультурной ситуации, которая на первое место выдвигает вопросы воспитания человека. Основным противодействием тотальному кризису морали и деформирующему влиянию субкультуры следует признать необходимость духовно-нравственного развития молодежи и повышение ее творческой активности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)