Повышение квалификации и аттестации педагогических кадров

В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.

Задача руководителя и, прежде всего старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы развития или закрепления компетентностей педагога и повышения его педагогического мастерства.

Основными критериями эффективности методической работы в данном направлении, кроме результативных показателей (уровня развития компетентности, педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса, ответственность за который несет, прежде всего, старший воспитатель.

В индивидуальном сопровождении педагога ДОО следует придерживаться определенных правил, чтобы эта практика принесла ощутимые результаты.

Во-первых, системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Цель: стремиться к саморазвитию компетентности педагога, педагогического мастерства и корпоративности в качестве образовательного процесса.

Задачи:

  1. Освоение актуальных педагогических технологий, направленных на достижение корпоративного результата программы качества.
  2. Выявление исходного уровня педагогического мастерства каждого воспитателя, т.е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений.
  3. Разработка направлений взаимодействия педагогов ДОО, направленных на мотивацию, потребность в саморазвитии, самообразовании.
  4. Способствовать в практике сопровождения педагогов их педагогическому убеждению, гуманистической направленности личности.
  5. Совершенствовать педагогическую технику; организаторские, коммуникативные и другие профессиональные умения.

Планируя с учетом цели и задач индивидуальные формы работы с воспитателями разной квалификации в содержание методического сопровождения включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и другие.

Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

Во-вторых, самообразование, как система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет.

Интересно
Старший воспитатель должен отмечать, что в межкурсовой период активной педагогической деятельности воспитателя идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему, необходимо стимулировать самообразование в период между курсами. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания?

Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». Руководитель, старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью.

Самообразование – это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. Старший воспитатель в методическом кабинете создает необходимые условия: постоянно обновляет и пополняет библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов. Например, методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему.

Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в воспитательно-образовательном процессе.

Формы самообразования многообразны: – работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами; – участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов; – получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений; – работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе – построение нового опыта. На заметку: очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета.

При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ опыта работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.
В-третьих, не заслуженно редко применяемая система на практике включение специальных ситуаций как формы взаимодействия с педагогами, направленной на развитие общекультурной, методической, психолого-педагогической компетенций воспитателей.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)