Политическая регионалистика понятия, цели и задачи

Политическая регионалистика – одна из новых отраслей политической науки и учебная дисциплина.

Если исходить из того, что политика определяется как многообразный мир отношений (деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей) между людьми по поводу власти и управления обществом, а регион как территория страны (нескольких соседних стран, часть территории одной или нескольких соседних стран) с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями, то политическая регионалистика – это одно из направлений как политической науки, так и регионалистики, изучающих проблемы:

  • региональной структуры государства и общества;
  • регионального территориального развития;
  • межрегионального взаимодействия;
  • пространственных форм политических явлений региона;
  • динамику политических процессов и институтов региона;
  • характер и расстановка политических сил в регионе;
  • своеобразия процессов формирования региональных элит;
  • взаимодействия центра и периферии в регионе;
  • взаимодействия региональной среды, государства и общества.

Объектом изучения политической регионалистики является региональная государственная политика, политика регионов и политическая сфера региональных общностей. Под региональной политикой принято понимать сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием территорий государства в пространственно-региональном аспекте и отражающую как взаимоотношения между государством и регионом, так и регионов между собой.

Часто понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» употребляются как синонимы без всяких оговорок. Однако следует заметить, что региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства. Более адекватным является отождествление категорий «региональная политика» и «социально-экономическая региональная политика», так как последнее максимально «расширяет» диапазон управленческих действий. Региональная политика, как правило, выступает в качестве составного элемента национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции власти.

В тесной связи с категорией «региональная политика» используются такие понятия, как:

  • региональная экономика, которая исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов;
  • региональное развитие, подразумевающее изменение внутренней социально-экономической структуры региона (как правило, прогрессивное, потому что в противном случае более уместно выражение «деградация»);
  • региональное планирование (региональное программирование), представляющее собой одну из форм государственного вмешательства в экономику с целью смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий (разработка и реализация специальных программ развития отдельных районов);
  • региональное моделирование (регионометрика), под которым понимается эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации;
  • регионализация (районирование), обозначающая процесс таксонирования регионов (районов).

Структурирование региональной политики может быть проведено по нескольким критериям. Так, исходя из существующих направлений: жизнедеятельности общества она делится на геоэкономическую, социальную, демографическую, экистическую (поселенческую), геээкологическую и научно-техническую. По целям различают политику выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов и др., по механизмам выделяют автоматическую, проблемную и целевую политику. По средствам можно классифицировать политику на финансовую (помощь, льготы, штрафы и т.п.), административную (разрешения и запреты) и инфраструктурную (сооружение дорог и т.п.), по адресату политика подразделяется на региональные власти, фирмы и организации, отдельных граждан и др.

Следует понимать, что политическая регионалистика, формируя свой предмет, рассматривает политические процессы и отношения на нескольких структурных уровнях:

  • на уровне региона, состоящего из территории нескольких государств;
  • на уровне региона, состоящего из территории одного государства;
  • на уровне региона, состоящего из территории части одного или нескольких государств;
  • на уровне региона, составляющего территорию одного или нескольких муниципальных образований.

Предмет политической регионалистики связан с такими проблемами, как:

  • становление и развитие политической власти в регионе;
  • взаимовлияние государственной политики на регион и политики регионов на государство;
  • закономерности функционирования политической сферы жизни региональной общности.

Иногда политическая регионалистика отдельно рассматривает политические институты, политические процессы и отношения в составных регионах, отличающихся социально-экономическим или этнополитическим своеобразием и однородностью, но не совпадающих с административными границами единого региона. В концептуальных подходах в политике представлены разные трактовки регионалистики.

Традиционно объектами региональной политики в странах рыночной экономики считаются разного рода социально-пространственные неравенства:

  • различия в уровне и условиях жизни;
  • наличие особенностей занятости и безработицы;
  • темпы экономического развития отдельных регионов;
  • условия предпринимательства в разных ареалах и др.

Одна из главных целей регионализма – минимизировать неравенство территорий. Однако зачастую, как это видно на примере современной России, неравенство не сокращается, а возрастает. Оно наблюдается при сопоставлении регионов, и особенно Центра и ряда сибирских территорий. По существу, такого рода региональная политика носит колониальный характер, порождает социальные конфликты, стимулирует сепаратистские стремления и в определенных условиях может стать причиной гражданской войны. Для минимизации неравенства следует использовать все средства, в первую очередь эколого-экономические и правовые.

Понимание объекта регионализма невозможно без раскрытия присущих ему противоречий. К ним обычно относятся противоречия между этнической и территориальной моделями государства и управления экономикой по отраслевому принципу, противостоящему регулированию непосредственно самими территориями, ведущему к децентрализации власти, перерастанию ее в самоуправление. Надо полагать, эти противоречия не только имеют отношение к гносеологии, построению моделей, но и обладают онтологически выраженным статусом.

Представляется, что основным противоречием является имеющее системный характер противостояние Центра и регионов. Ядром противостояния выступает управление и коэволюция в эколого-экономическом пространстве, в выработке более или менее устойчивого баланса между Центром и регионами. При этом следует помнить, что регионы, по существу, являются объектами региональной политики. Впрочем, регион можно определять не только в качестве объекта экономических и других (социокультурных, социальных, политических) отношений, но и их субъектом.

Большинство отечественных авторов исходит из признания субъектом региональной политики только центральной власти. Действительная региональность и региональная политика имеют место лишь тогда, когда они коренятся в суверенитете самого народа. Корни региональной политики уходят в «гуманитарное пространство», которое создается социальной активностью граждан, их участием в политических делах, в функционировании структур социально-политического управления и самоуправления.

Интересно
Подлинный регионализм имеет место только тогда, когда всем гражданам предоставляются равные права участия в управлении и самоуправлении. Регион и местные территории с соответствующим населением – это самодостаточный, самоуправляемый субъект, и эффективность его эволюции состоит в мере объективности и субъективности в региональном пространстве.

Так как структура политической регионалистики включает в себя одушевленные и неодушевленные элементы, то функции данной сферы научного знания находятся в прямой зависимости от субъектов и других составляющих его структуры. Основные функции политической регионалистики можно определить тогда, когда субъекты региональной политики вступают в политические отношения.

Исходя из этого в качестве основных можно выделить следующие функции:

  • Теоретико-познавательная функция, которая связана, прежде всего, с формированием знания о региональной политике в целом и о государственной региональной политике в частности, а также о роли этой политики в жизни общества.
  • Мировоззренческая функция, которая способствует выработке определенного видения политической действительности как в разрезе регионов, так и в целом в государстве и обществе.
  • Регулятивная функция предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия.
  • Аксиологическая функция должна давать более или менее точную оценку событиям в регионе или регионах государства в целом.
  • Прогностическая функция раскрывает тенденции развитии региональной политики и политических явлений в целом через прогноз.

Территориальное устройство – это, с одной стороны, форма территориальной организации власти, а с другой – система взаимоотношений государства (региона) как целого отдельными его составляющими. Принято выделять три основных формы административно-территориального устройства: унитарное, федерация и конфедерация.

Унитарное устройство характеризуется следующими признаками:

  • наличием единой конституции и гражданства;
  • существованием единой системы органов власти и судопроизводства;
  • функционированием единой денежной системы;
  • централизованным руководством административно-территориальных единиц;
  • отсутствием обособленных (самостоятельных) государственно-территориальных образований.

На основании специфики взаимоотношений между центром и составляющими, унитарные государства делят на централизованные и децентрализованные. Нередко их классифицируют на государства с симметричным и асимметричным территориальным устройством.

Федерация характеризуется такими признаками, как:

  • объединение двух и более территориальных единиц в одно государство;
  • наличие на данных составляющих значительной политической, экономической и культурной самостоятельности;
  • существование на территориальных единицах собственного административно-территориального деления и законодательства;
  • деление уровней власти в федерации на федеральный и региональный;
  • наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента и т.п.

Существуют три наиболее известные формы федерации: договорная, централистская и кооперативная. Также федерации могут образовываться на основе союза и автономии. На сегодняшний день существуют два основных принципа построения федерации: национально-территориальный и территориальный. Однако все больше начинают говорить об использовании еще одного принципа, определенного как «европейский федерализм». Конфедерация, как союз государств, в основе своей представляет международное объединение, хотя и обладающее в то же время чертами общей государственности.

Особой формой территориальной организации на местах является система местного самоуправления. Под данным определением понимают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, как путем референдумов, собраний жителей, так и через создаваемые ими органы. Местное самоуправление является одной из форм народовластия и представляет собой своеобразную альтернативу управлению местными делами из центра.

Местное самоуправление в странах современного мира обычно реализуют:

  • местный представительный орган, избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы и принимающий, как правило, решения по наиболее важным местным вопросам;
  • избираемый или назначаемый исполнительный орган, призванный, в первую очередь, выполнять решения представительного органа и осуществлять оперативное управление (хотя на него могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции).

В мировой практике различают три модели местного самоуправления:

  • англосаксонскую (английскую), которая схематично выглядит как «сильный совет – слабый мэр»;
  • континентальную (французскую), которая схематично выглядит как «слабый совет – сильный мэр»;
  • советскую, которая схематично выглядит как «совет – управляющий»;
  • германская (смешанная), которая схематично выглядит как «комиссионная форма».

Выделение данных моделей базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов между собой и свыше стоящими властями. В рамках англосаксонской модели (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.) местные представительные органы формально выступают как действующие автономно, в пределах предоставленных им полномочий. При этом нет прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим.

Также для данной модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Вместе с представительными органами непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь часто наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, которые играют весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется в основном косвенным путем – через центральные министерства и суд. Таким образом, местные органы являются составной частью механизма государства.

Интересно
Континентальная модель (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток) основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Данная модель напоминает иерархическую пирамиду, где происходит передача различных директив и информации и где на центральные власти активно работает целый ряд агентов на местах. Вместе с тем она характеризуется определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.

Представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. Смешанная модель местного самоуправления (Австрия, Германия, Япония) носит черты как англосаксонской, так и континентальной моделей, обладая при этом некоторыми специфическими чертами. Советская модель (Советский Союз, Китай, Куба, КНДР) характеризуется строгой подчиненности местной власти вышестоящим органам государственной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)