Патопсихологическая оценка нарушений памяти
Необходимость подтдерждения клинически выявляемых расстройств памяти возникает в тех случаях, когда они выражены незначительно или когда пациент жалуется на снижение памяти.
Наиболее часто для оценки мнестических нарушений используется методика запоминания 16 слов. Она направлена на изучение способности к непосредственному краткосрочному или долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию. Обследуемому зачитывают десять слов, подобранных так, чтобы между ними было трудно установить какие-либо смысловые отношения (например: гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).
Непосредственно после зачитывания, а также через час после него испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке. Причем после запоминания подобная процедура повторяется 4-5 раз подряд.
Отмечаются следующие показатели:
- количество воспроизведенных слов;
- количественную динамику воспроизведенных слов (кривая произвольного запоминания).
По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках памяти испытуемого:
- Непосредственное запоминание не нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.
- Непосредственное запоминание нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше количество слов удается испытуемому воспроизвести, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.
- Долговременная память не нарушена — в случаях, когда через час без предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит не менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.
- Долговременная память снижена — в случаях, когда через час без предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.
Методика, предназначенная для исследования опосредованного запоминания (пиктограмма), включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10-15 понятий, которые он должен нарисовать так, чтобы впоследствии по рисунку вспомнить заданные понятия. Через час испытуемому предлагается по рисункам воспроизвести заданные слова.
Примерный ряд понятий:
- веселый праздник;
- глухая старушка;
- сердитая учительница;
- девочке холодно;
- болезнь;
- разлука;
- развитие;
- побег;
- надежда;
- зависть.
Интерпретация сходна с тестом десяти слов.
Для астенических состояний различного генеза (чаще других соматического) типичными оказываются явления истощаемости и ослабление способности к запоминанию к концу исследования.
При олигофрении наблюдается равномерное снижение непосредственной и оперативной памяти.
При деменции в пожилом возрасте, как правило, нарушается механическая и ассоциативная память, резко выражены расстройства запоминания.
Для шизофрении мнестические нарушения не типичны.
Гипермнезии типичны для маниакальных состояний.
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Понятие психологического консультирования
- Семейная клиническая психология
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психосоматические расстройства у подростков
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу