Общая характеристика законодательства о качестве и безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров

Современные угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации обусловлены недостаточным развитием инфраструктуры внутреннего рынка, инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, сокращением национальных генетических ресурсов животных и растений, уменьшением площадей сельскохозяйственных угодий, снижением плодородия почв, значительной зависимостью от импортных поставок продуктов питания и контрабандой отдельных видов сырья и пищевых продуктов, запрет на ввоз которых связан с введением иностранными государствами экономических санкций в отношении России. В связи с этим, Президентом Российской Федерации поставлена задача в ближайшие 4–5 лет полностью обеспечить независимость страны по всем основным видам продовольствия и стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

К 2020 г. планируется заместить объем импортной продукции на сумму 1,3 трлн руб. по следующим позициям:

  • мясо скота и птицы – около 10 млн т, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8 %;
  • молоко – до 38,2 млн т, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9 %;
  • овощи – до 16,5 млн т, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3 %;
  • плодово-ягодная продукция (без винограда) – до 3,8 млн т, что уменьшит поставки импортной продукции на 20 %;
  • виноград – до 0,7 млн т, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 %.

Проводимая Правительством Российской Федерации политика в сфере развития агропромышленного производства и рыбохозяйственного комплекса направлена на обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основные направления международного сотрудничества по вопросам сельского и рыбного хозяйства и продовольственной безопасности закреплены в Комплексной программе участия Российской Федерации в следующих областях:

  • сотрудничество по линии постоянно действующих специализированных международных организаций и институтов, в том числе организаций и учреждений системы Организации Объединенных Наций, включая Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций, а также участие в международных конвенциях, соглашениях, меморандумах и других договорах;
  • сотрудничество в рамках международных конференций, форумов и многосторонних мероприятий, таких, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Аквильская инициатива по продовольственной безопасности, Глобальное партнерство в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности;
  • сотрудничество и взаимодействие между органами государственной власти, включая правоохранительные, и государственными учреждениями в рамках двусторонних связей между странами;
  • сотрудничество в рамках двусторонних и многосторонних международных связей между научными, общественными и другими некоммерческими и негосударственными организациями.

В основе долгосрочного развития агропромышленного комплекса является развитие стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения экономического роста, повышения качества жизни сельского населения, достижения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

В Законе Краснодарского края от 21.12.2018 № 3930-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» целевое видение агропромышленного комплекса в 2030 г. включает следующие характеристики: Краснодарский край – один из мировых регионовлидеров развития умного и экологизированного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, трансформирующегося от сырьевого производства к производству и выводу на российский и глобальные рынки уникальной, безопасной «Кубанской продукции».

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.

В Доктрине продовольственной безопасности в области внешнеэкономической деятельности предусматривается необходимость обеспечения:

  • оперативного применения мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • активного использования защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;
  • эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов.

В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием в уровне технологического развития отечественной производственной базы от производственной базы развитых стран, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля за их соблюдением.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», определены в качестве приоритетных на ближайшие 10–15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках.

Интересно
Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

Экономические меры, предпринимаемые с целью безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, предусмотрены в указах Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Так, в указанных актах установлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее – товары), подлежат уничтожению с 06.08.2015.

С целью реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 Правительством Российской Федерации утверждены Правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» закреплено, что приграничные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона с целью обеспечения продовольственной безопасности должны сотрудничать в области взаимовыгодных поставок сельскохозяйственной продукции и биологических ресурсов со странами Северо-Восточной Азии; совершенствовать экспортную политику на рынке зерна и расширять зерновые поставки в страны Северо-Восточной Азии.

В Российской Федерации вопросами безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров занимается Департамент регулирования рынков агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Данный департамент обеспечивает деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поддержку экспорта российской продукции, производимой отечественным агропромышленным комплексом.

К компетенции Департамента в сфере безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров относится разработка ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии и прогнозе продовольственной безопасности Российской Федерации; ежегодного прогноза спроса и предложения Союзного государства России и Республики Беларусь по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и осуществление их мониторинга и корректировки; ежегодного прогнозного баланса спроса и предложения по сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Евразийского экономического союза. Деятельность данного Департамента позволяет обеспечить комплексную защиту интересов потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на территории Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)