Модульное построение образовательной программы
Образовательные стандарты нового поколения (ФГОС ВО) определяют требование формирования содержания образования на основе компетентностного подхода. Разработка основной образовательной про- граммы с учетом профессиональных стандартов позволяет конкретизировать это содержание с учетом формулировок, описывающих специальные профессиональные умения, необходимые для решения основных профессиональных задач.
Модуль представляет собой полноценный компонент образовательной программы, завершенный по содержанию и по времени изучения. Он объединяет дисциплины и практики в рамках общих целей и результатов образования. Методическая составляющая модуля характеризуется единством используемых технологий обучения и форм организации учебного процесса. Модульная организация включает два взаимосвязанных блока – освоение предметного и деятельностного содержания.
В этом понимании основу для проектирования модулей составляет со- держание компетенций и компетентностная модель подготовки выпускника. При этом содержание компетенции, выстроенной в четрырехкомпонентой модели (знаниевый, ориентировочный, операциональный, опытный компоненты) позволяет проектировать и технологическую часть образовательной программы, т. е. разрабатывать формы организации учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия, практикумы, различные виды практики).
Именно в этом понимании логично выстраивается система практической подготовки, предложенная в новых нормативных документах.
Определение этого содержания происходит на основе проектирования опыта решения конкретной учебной задачи – формулируется набор знаний для ее решения (когнитивный компонент), способы и методы для ее решения – постановка цели, выбор методов, оценка качества результата, выбор критериев качества и т. д. (ориентировочный компонент), набор операций и последовательность действий (операциональный компонент) и примеры возможного применения умений в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.
Можно привести пример разработки одного из модулей основной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Модуль «Психолого-педагогический» объединяет дисциплины и практики, которые направлены на формирование у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций и является основополагающим для будущей профессональной деятельности учителя. Организация содержания образования выстраивается на деятельностной основе. Цель формулируется как овладение способами профессиональной деятельности, способами решения профессиональных задач через освоение содержание всех компонентов модуля.
Содержание дисциплин включает теоретико-методологические основания педагогической деятельности на основе положений психологии и педагогики, освоение способов организации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических и психологических особенностей обучающихся и их образовательных потребностей.
При проектировании содержания данного модуля первоначально определялось содержание каждой компетенции, входящей в этот модуль, затем формулировалось содержание каждой дисциплины и практики, входящих в данной модуль с учетом всех компетенций.
Деятельностный компонент модуля проявляется не только в системе организации непосредственной практики в образовательных организациях, но и в использовании современных образовательных технологий – групповые формы работы, решение задач, модульный принцип построения дисциплины, рейтинговый контроль качества, основанный на накопи- тельной системе оценки, непрерывной аттестации, тестового контроля и т. д.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу