Методы самовоспитания учащихся

К общим методам самовоспитания учащихся относятся следующие методы.

Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:

  • самоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего конкретного поступка, вырабатывание личного соображения о своем поведении, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями. Самоанализ помогает с рациональной точки зрения смотреть на ситуацию;
  • самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье. Важно также формирование правильной самокритики, не приводящей к самообвинению;
  • самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;
  • самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.

Методы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, рационального и эмоционального самоуправления:

  • добственно самовоспитание. Представляет собой способность учащегося перемещать внешние воспитательные воздействия во внутреннюю среду по механизму интроспекции. При этом происходит формирование собственных идеалов и духовных ценностей;
  • самообучение. Цель самообучения состоит в перемещении методов и способов учебной работы во внутренние рамки личности. Самообучение – противоположная сторона обучения;
  • самообразование. Оно основывается на самовоспитании и самообучении и представляет собой формирование у школьников стремления к приобретению различных знаний и умений;
  • самообладание. Представляет собой способность самонаблюдения и контроля за интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами;
  • самоограничение. Суть его состоит в том, чтобы уметь в пользу дела отказываться от каких-либо личных желаний и удовольствий;
  • самоконтроль. Тесно взаимосвязан с самоограничением, является внутренним контролером собственного «я»;
  • самостимулирование. Сущность его заключается в том, чтобы уметь совмещать приятное с полезным, т. е. находить в нужной для себя деятельности приятные моменты;
  • самоторможение. Похожий принцип действия у метода самоконтроля. Сущность заключается в том, чтобы в различных ситуациях уметь останавливать себя.
Методы самоорганизации воли и поведения выявляются в личности школьника в виде результативной самодисциплины, добросовестного отношения к деятельности, обществу и самому себе.

Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)