Механизмы обеспечения экономической устойчивости малых предприятий
Малым предприятием руководит сам предприниматель либо наемный работник — менеджер. Помимо управления предприятием ему приходится организовывать собственную работу.
В результате может возникнуть ситуация, когда решение второстепенных вопросов начнет отодвигать на задний план решение первостепенных стратегических задач. Такое положение может негативно сказаться в инновационной сфере деятельности.
В малых предприятиях, работающих на рынке инноваций, руководитель должен быть постоянно ориентирован на цель и всегда иметь в виду препятствие, которое может по причинам предпринимательских и инновационно-инвестиционных рисков затруднить достижение цели.
Представляет интерес графическое отображение взаимосвязи цели и препятствия, позволяющее предпринимателю либо немедленно принимать решения, либо отложить их (рис. 3.3).
Поведение предпринимателя и устойчивость малого предприятия во многом зависят от фазы достижения цели и длительности проявления препятствующей этому проблемы. Умение учитывать эти обстоятельства превращает менеджмент малого бизнеса из науки в искусство.
Усложняющееся хозяйственное законодательство в России и обостряющаяся конкуренция выдвигают более высокие требования именно к малым предприятиям.
Предпринимательская организация (структурная и исполнительская) в сочетании с надежным учетом является предпосылкой эффективного руководства малым предприятием. Основная информация внутри предприятия, которая используется для принятия решений, поступает из бухгалтерии.
Решающий вклад в качество этой информации вносит организация офисного процесса:
- офисные работы выполняются в определенном порядке и последовательности;
- ликвидируются бесполезные работы;
- каждый работник знает, что, когда и как он будет делать (имеется органограмма или сетевой график, плановые задания, штатное расписание, журнал организационных мероприятий).
Доля расходов на управление в накладных расходах предприятия постоянно растет, поэтому именно здесь следует использовать любые возможности рационализации труда персонала. Руководитель малого предприятия, занятого инновационной деятельностью, должен выстраивать четкую систему организации работ и контроля.
Организация управленческих работ означает формирование и описание структур и функций всех подразделений предприятия, выбор и применение всех необходимых для этого средств, заботу о стабильном и слаженном функционировании всех процессов.
Это может быть достигнуто путем:
- оптимизации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
- создания соответствующей системы учета данных (первичная запись);
- внедрения компьютерной обработки данных; использования квалифицированного персонала;
- рационализации маршрутов движения документов;
- улучшения обработки корреспонденции;
- приобретения и использования специального офисного оборудования для рационализации процессов управления.
Важны постоянный контроль, проверка и сопоставление происходящих на предприятии процессов с результатами путем не только анализа бухгалтерской отчетности, но и хозяйственной деятельности, а также с данными по отрасли. Отклонения могут являться сигналами к принятию соответствующих мер. Контроль следует проводить по следующим позициям.
Финансы:
- проверка обоснованности и документального подтверждения кассовых расходов;
- сравнение кассовой наличности с записями в кассовой книге;
- финансовый план;
- краткосрочный итоговый расчет;
- расходный бюджет;
- финансовая бухгалтерия;
- кредиторы;
- дебиторы;
- платежный оборот;
- план погашения долгов, кредитов, займов.
Реализация продукции: обороты / суммы покрытия по подразделениям, товарам / товарным группам, клиентам, областям сбыта; услуги представителей (агентов) и реализации товаров; лимиты кредитования клиентов, оборот по поставкам другим предприятиям (цены и скидки).
Персонал:
- выработка (произведенная работа);
- штатная заработная плата;
- сверхурочная работа;
- штатное расписание;
- социальные услуги;
- графики работ.
Снабжение (материальное хозяйство): цены; поступление товаров (количество и качество, график движения); складское хозяйство (минимальный запас, объем пополнения запасов, сроки поставок, сроки приема и передачи заказов, оборачиваемость складских запасов).
Производство:
- рациональная организация рабочих мест;
- рациональное применение машин, инструмента и других средств производства;
- загрузка мощностей;
- производительность труда, оборудования, машин.
К показателям, необходимым предпринимателю для такого рода анализа, относятся основные показатели хозяйственной деятельности: рентабельность; скорость оборота капитала; уровни задолженности; общая ликвидность; прибыль (до начисления налогов) + амортизация.
В рамках системы управления предприятием должны существовать вспомогательные средства:
- органограммы (графические изображения распределения компетенций на предприятии);
- описания подразделений (отделов) предприятия;
- рабочие инструкции;
- бухгалтерские документы и формуляры;
- финансовый план (в рамках бизнес-плана);
- учет расходов и производственный учет;
- калькуляции;
- статистика товарооборота;
- статистика расходов и доходов;
- планы численности занятых;
- статистика внедрения новой производственной продукции и инноваций;
- основные показатели деятельности;
- таблицы хода выполнения плана;
- системы учета времени (рабочее время).
Эти показатели нужны для того, чтобы прослеживать взаимосвязи, причины и последствия, а также иметь возможность соотносить различные категории, а не только стоимостные (рублевые).
Сравнение показателей предприятия, которые предоставляет бухгалтерия, с соответствующими средними показателями по отрасли является надежным инструментом контроля работы малого предприятия.
- Социальная ответственность бизнеса
- Власть и подчинение
- Этическая роль предпринимателей и менеджеров в организации
- Мораль и этика
- Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
- Документальное оформление хозяйственных операций
- Метод бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета
- Характеристика бухгалтерского учета
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу