Изучение немецких модальных глаголов когнитивный аспект
Традиционные приемы изучения модальных глаголов препятствуют успешному освоению данного грамматического явления. Результатами эффективного изучения иностранного языка являются не заученные формальные свойства языковых элементов, а понимание, как в языке кодируются значения, какие когнитивные принципы лежат в их основе и как эти значения отражены в социокультурном контексте.
Когнитивная лингвистика – это раздел языкознания, который изучает ментальные процессы, на них основываются языковая структура и употребление языковых элементов. Цель когнитивной лингвистики – представление языка во всей его полноте и неразрывной связи с миром и процессом человеческого познания.
При этом язык рассматривается как отражение общих когнитивных процессов, восприятие и понимание пространственной, социальной и ментальной картины мира. Он базируется на повседневном опыте, является наглядным и тесно связан с другими мыслительными процессами. Целью когнитивной лингвистики также является объединение теоретического языкознания и практики. Теория должна помочь заглянуть в мыслительный процесс обучающегося и понять, как язык представлен в человеческом мышлении. Вместе с полученными знаниями должен передаваться язык.
Когнитивная лингвистика предлагает изучать иностранный язык и грамматику с помощью концепта, приближенного к реальности. Грамма- тика при этом представляется как полнозначная, логичная, понятная си- стема. Грамматические структуры осознанно включены в процесс человеческого познания и объясняются как репрезентанты естественных связей и закономерностей реального мира.
В основу понимания модальности (модальных глаголов) положена си- стема «сила – динамика». Это фундаментальная система понятий отражает то, как мы интуитивно воспринимаем, структурируем, и оязыковляем силы и их взаимодействие на основе нашего повседневного опыта. Воплощением модальности является опыт, результат которого достигается при воздействии силы на физические объекты – движение или изменение этих объектов.
Так, модальный глагол «müssen» выражает непреодолимую силу, которая действует в направлении осуществления события или изменения ситуации. Источником этой силы могут выступать в случае сильного авторитета родители, начальник или устав, закон, объективная ситуация.
Невыполнение действия, выраженного модальным глаголом, будет иметь отрицательные последствия. Глагол «sollen» объясняется аналогично глаголу «müssen». Он выражает внешнюю силу, которая не так интенсивна. В этом случае лицо, на которое направлена сила, стоит перед выбором, совершить требуемое действие или нет. Невыполнение действия не влечет за собой негативных последствий. При этом источник данной силы – человек или общество, его можно установить с помощью вопроса: «Wer hat das gesagt? Кто это сказал?»
Модальный глагол «können» в значении возможность действовать представляется как снятый барьер, который открывает путь внутренней силе человека. При наличии отрицания вызывается внешняя сила, которая ставит барьер и тем самым делает невозможным действие. В этом смысле «können» является синонимичным «dürfen». Различие между этими глаголами состоит в источнике силы: у «können» он основан на объективных причинах, а у «dürfen» – на внешнем авторитете .
Канаплианик представила значения немецких модальных глаголов в виде модели, согласно которой модальные глаголы различаются по следующим критериям: – сила (müssen, sollen, können (способность), wollen, möchten) или барьер (dürfen, können (возможность)); – источник силы: внешний (müssen, sollen) или внутренний (können (способность), wollen, möchten); – интенсивность силы: более интенсивно (müssen, wollen) или слабо (sollen, mögen); –действие силы: потенциал (können (способность)) или давление (wollen, möchten).
Он позволяет разработать семантическое ядро для каждого модального глагола и доступно, понятно объяснить его на уроке, создавая почву для дальнейших открытий в языке мотивированным и заинтересованным обучающимся.- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу