Бюрократизм как форма абсолютизации роли административного аппарата в управлении

Что такое бюрократия и бюрократизм? Оба эти явления — это формы управленческой деятельности. Существует два подхода к голкованию данных понятий — традиционный и веберовский (по имени М. Вебера).

При традиционном подходе между этими понятиями, во-первых, не делается различия и они используются как синонимы, а во-вторых, смысл бюрократии ассоциируется с рутиной в деятельности государственных чиновников, их медлительностью, усложнением организационных процедур, игнорированием реальных интересов, нужд и потребностей людей.

По мнению В.И. Даля, бюрократия — это «управление, где господствует чиноначалие; степенная подчиненность; зависимость каждого лица от высшего и бумажное многописание при этом; многоначалие и многописание».

У любой бюрократии, в какой бы сфере она не проявлялась, есть, искушение воспользоваться своим положением, своим, если хотите превосходством над рядовым гражданином.

Но В.И. Даль не заметил главного в деятельности бюрократа — наплевательское, а подчас и издевательское отношение к людям — «просителям» и изрядно распространенное «мздоимство» (плату за оказанные «услуги»).

Интересно
Бюрократизм (фр. bureau — бюро, канцелярия и гр. kratos — власть) возникает при отрыве органов власти (особенно работников канцелярий, аппарата) от населения, «электората». Он связан с иерархической структурой власти.

Это специфическая форма социального управления в обществе, в котором центры исполнительного руководства практически независимы от интересов решений большинства членов общества, а задачи функционирования подчинены целям сохранения и укрепления этих центров (государственных органов).

В широком смысле слова бюрократизм связан с превратным пониманием и осуществлением государственной власти — политической, экономической, организационной и др.

Государственное управление вырождается в бюрократизм тогда, когда начинает замыкаться на самом себе. Оно перестает ориентироваться на задачи конкретных социальных организаций, общества в целом, а сосредоточивается на удовлетворении собственных потребностей.

Бюрократизм — это искаженная форма государственного управления, система политического и социального руководства, основанная на отрыве органов власти от воли членов общества и направленная на удовлетворение своих корпоративных, узкокорыстных интересов.

Другой подход к истолкованию данного понятия связан с именем одного из крупнейших социологов XIX — начала XX в. Максом Вебером. В своей работе «Политика как призвание и профессия» он анализирует легитимные типы государства, которых насчитывает три — патриархальный, харизматический и легальный.

Патриархальное (традиционное) государство, обусловленное правами, привычкой к определенному поведению, основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существовавших порядков и властей. Этот тип по своей структуре во многом сходен со структурой патриархальной семьи, что делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.

Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице.

Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение государственных должностей часто нарушается дарованными привилегиями.

Харизматический тип легитимного господства основан на харизме (гр. charisma — божественном даре), некоторой экстраординарной способности, выделяющей индивида среди остальных людей. Она не столько приобретается им, сколько даруется ему — природой, богом, судьбой.

К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Ими обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий (Будда, Иисус, Магомет), основатели государств (Солон, Ликург), великие завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон).

Основной базой харизматического господства является аффективный (необычный, неестественный) тип социального действия.

Легальный тип государства характерен для европейских стран конца XVIII и начала XIX столетий, где люди подчиняются не личностям (королям, императорам), а законам.

В этих государствах аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляются требования действовать но строго формальным и рациональным правилам. Именно данную форму управления Вебер и назвал «рациональной бюрократией».

Легальное господство, в основе которого лежит формально-правовое начало, оказалось одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

Действительно, в любой системе государства происходит деление (дихотомия) на политических руководителей и обслуживающий аппарат, чиновников, работу которых Вебер называет «бюрократией».

По словам В.Г. Смолькова, бюрократия в своем естестве «является прогрессивной технологией,  позволяющей значительно рационализировать процесс управления и повыситьэффективность организации.

Бюрократическая модель означает, что работники должны действовать не как частные, а как формальные лица, наделенные определенными правами и ответственностью».

Другими словами, бюрократия в этом смысле — это целесообразная деятельность аппарата государственных органов или административное управление, без которого не может обойтись любая значительная система управления.

Бюрократия как рациональная деятельность аппарата государственных органов естественно отличается от бюрократизма как искаженной деятельности этого же аппарата по удовлетворению своих корпоративных, узкокорыстных интересов. Первое нацелено на добросовестное обслуживание общества, второе ориентировано на себя.

Но между этими состояниями управления нет пропасти. Бюрократия при определенных условиях может перерасти в бюрократизм.

И напротив, бюрократизм под воздействием социального и государственного контроля может стать рациональной бюрократией или административным (аппаратным) управлением. Именно эта задача по трансформации современного бюрократизма в рациональную административную бюрократию в полный рост встала перед нашим обществом.

Богатое содержание для анализа бюрократии дает историческое прошлое. Понятие «бюрократия» возникло в либеральной буржуазной общественно-политической мысли XVIII-XIX вв. В России впервые целостное представление о государственной бюрократии было изложено в «Табели о рангах», принятой Петром I в 1722 г.

Возникновение бюрократии и бюрократизма органично связано с возникновением и развитием государства, т.е. политической власти, при которой появляется экономическая и административная соподчиненность, зависимость одной части государственных работников (аппарата) от другой (политических руководителей).

По мнению К. Маркса, бюрократия есть «государственный формализм». В определенных условиях она «составляет, следовательно, особое, замкнутое общество в государстве», «считает самое себя конечной целью государства».

И потому вынуждена «выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские — в государственные».

Для бюрократизма характерна вера в авторитет вышестоящих лиц, в механизм твердо установленных формальных действий, готовых принципов, воззрений, традиций. «Что касается отдельного бюрократа, — говорил К. Маркс, — то государственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в деланье карьеры».

Следует сказать, что в работах классиков марксистской мысли между понятиями «бюрократия» и «бюрократизм» не делается различия.

Оба они используются для обозначения такого государственного управления, которое направлено на корыстные интересы осуществляющих его людей (чиновников и политических руководителей).

Интересно
Бюрократические методы несовместимы с демократией, с повсеместным контролем народных масс. Социальная природа бюрократизма направлена как раз на то, чтобы скрыть все, что может вызвать нежелательное вмешательство в дела аппарата государственных органов, в подрыв их беспредельной власти.

Бюрократизм спонтанно порождает тенденцию к самовозрастанию секретности аппаратной деятельности. Здесь действует объективный закон, по которому бюрократизм государственных структур возрастает прямо пропорционально росту закрытости и времени существования этих структур.

Если государственный орган не стремится сделать свою деятельность открытой и доступной для понимания населения, а использует приемы и методы сокрытия своих дел, то, естественно, его бюрократия растет и крепнет. Корыстная ложь и безответственность — родовые болезни любой бюрократии мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)