Корпоративная социальная ответственность как метод сплочения и командообразования, развития системы внутренних коммуникаций
Понятие корпоративной социальной ответственности стало широко известным в российском бизнес-сообществе в 2010 гг. В международной же практике, аббревиатура КСО или CSR (corporate social responsibility) появилась еще в 1953 г., после выхода в свет монографии американского социолога Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена».
Исследователи отмечают, что данная позиция Боуэна была сформирована им под влиянием научной школы, лоббирующей интересы общества и доминантное отношение общества к бизнесу.
В 1970 г. знаменитый ученый, лауреат Нобелевской премии, Милтон Фридман70 привел совершенно противоположную точку зрения, заявив, что единственной обязанностью и единственным проявлением социальной ответственности бизнеса может быть получение прибыли честным путем, в здоровой и прозрачной конкуренции, без жульничества и обмана.
Данная идея Фридмана получила развитие, преобразовавшись в теорию «корпоративного эгоизма». Фридман утверждает, что предприниматели не должны тратить время и ресурсы на отдельное участие в жизни общества и дублировать функции органов власти.
Идея «корпоративного эгоизма», как одной из концепций понимания КСО, нашла отражение также в трудах американского экономиста Теодора Левитта, который высказал достаточно категоричное суждение: «Функция бизнеса – это производство устойчиво высокой прибыли. Сущность свободного предприятия – идти за прибылью любым способом, соответствующим собственному выживанию как экономической системы. Благосостояние и общество не является делом корпорации. Ее дело – делать деньги, а не нежную музыку».
Однако, в скором времени в противовес теории «корпоративного эгоизма» возникла теория «корпоративного альтруизма», основанная на идее необходимости обязать бизнес-корпорации участвовать в общественной жизни, социально значимых проектах и особенно, охране окружающей среды.
Есть мнение, что предпосылками появления теории «корпоративного альтруизма» могла стать череда техногенных катастроф, связанных с халатностью крупных корпораций в области соблюдения техники безопасности. Так, в 1969 г., от чрезмерного загрязнения, произошло возгорание реки Кахайога в США; прогремели взрывы на химической фабрике в Севезо (Италия) в 1976 г. и на АЭС Три-Майл-Айленд в 1979 г. (крупнейшая ядерная авария в США); в 1974 г. взрыв на заводе «Нипро» в г. Фликсборо, в Англии, унес жизни 64 человек.
Произошедшие трагедии вызвали естественную реакцию: многие потребители выразили протест против подобной безответственности корпораций, отказавшись приобретать товары их производства. Таким образом, назрела проблема определения ответственности крупных промышленных компаний как, несомненно, влияющих на безопасность жизни и здоровья всех членов общества.
Считается, что концепция «корпоративного альтруизма» изначально была предложена Комитетом по экономическому развитию, однако, у нее скоро появились сторонники. Наиболее активные из них, исследователи К. Дэвис, Р. Фримен утверждали, что при соответствующем ответственном подходе к ведению бизнеса, бизнес-корпорации, активно вовлеченные в общественную жизнь, могут даже заменить государство жителям небольших стран.
Международная общественная организация «Римский клуб», основанная в 1968 г. и проводившая исследования по широкому спектру актуальных вопросов, от энергетики до здравоохранения, в 1970-е годы способствовала появлению новой концепции управления «устойчивое развитие». Идеей концепции был переход от «общества потребления» к заботе о восполнении ресурсов планеты, об охране окружающей среды и возобновлению ресурсов для дальнейшей благополучной жизни следующих поколений и человечества, в целом.
На Конференции было провозглашено, что «охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества – целью, которая должна достигаться совместно и в соответствии с установленными и основными целями мира и международного экономического и социального развития».
И, как итог, прямое указание на необходимость развития КСО как важнейшего направления для безопасности и благополучия жизни общества: «Для достижения этой цели в области окружающей человека среды потребуется признание ответственности со стороны граждан и обществ, а также со стороны предприятий и учреждений на всех уровнях и равное участие всех в общих усилиях».
Таким образом, мы можем заключить, что уже в 70-х годах прошлого века в мире сформировалось понимание целей и задач внедрения КСО в практику крупных корпораций и осознание КСО как неотъемлемой части жизни современного общества, в целом.
«Разумный эгоизм» в КСО – это баланс между интересами бизнеса и общества. Бизнес не должен отказываться от прибыли и тратить ее на мероприятия КСО в ущерб интересам своих партнеров, контрагентов, сотрудников и клиентов. Однако, посильное и разумное участие, по большей части интегрированное в определенную область, связанную с основной деятельностью компании, остается необходимым. Корпорации, в обмен на затраты в КСО получают имидж «социально ответственных» компаний, а вместе с ней и лояльность потребителей – и основного бренда компании, и ее HR-бренда.
Схематично современную модель корпоративной социальной ответственности изобразил в 1991 г. профессор А. Кэрролл (рис. 10), который полагал, что эффективность КСО базируется на соподчинении экономического, правового, этического и филантропического уровней.
Прочно войдя в практику крупных корпораций, КСО, как явление продолжает развиваться, и в 2000-е годы стала популярной концепция «корпоративной совести», предложенная американским исследователем К. Годпастером.
Этот план представляет собой управленческий императив, включающий в себя три элемента: «ориентирование» – формулирование организационных ценностей; их «институционализацию» в соответствующие рутины и процессы; «поддержание» устойчивости ценностей, разделяемых организацией.
Таким образом, мы можем констатировать, что в 2010-2020 гг. КСО уже является не только формой взаимодействия бизнеса с обществом, но и рабочим инструментом развития корпоративной культуры, системы корпоративных коммуникаций и командообразования.
В современных компаниях мероприятия, связанные с развитием КСО, реализуются в рамках принятых стандартов. Так, Международный Комитет по Корпоративной социальной ответственности (МК КСО – 1C CSR)74 предлагает стандарт IC CSR 26000:2012 «Social responsibility of organization requirements» («Социальная ответственность организации. Требования»).
Включающий в себя требования к деятельности организации по КСО по направлениям:
- социальные права персонала;
- социальные гарантии персонала;
- качество продукции, услуг и работ;
- удовлетворение интересов потребителей;
- охрана окружающей среды;
- экономное расходование ресурсов;
- поддержка местного сообщества;
- менеджмент социальной ответственности.
Данный стандарт – это наиболее объемное на сегодняшний день руководство по принципам КСО, основным проблемам и задачам, интегрированию КСО в различные сферы бизнеса и формированию вовлеченности персонала компаний в развитие КСО. Современные компании часто используют в своей практике стандартный пакет регламентов, включающий в себя и руководство или кодекс корпоративной социальной ответственности.
Рассмотрим пример внедрения Кодекса КСО в компании «Российские Железные Дороги» в части, касающейся внутренней социальной политики компании, менеджмента отношений с сотрудниками.
В редакции Кодекса от 20.10.2008 г., ОАО «РЖД» определяет следующие области корпоративной социальной ответственности перед работниками:
- совершенствование систем мотивации труда и компенсационных выплат с учетом динамики финансово-экономической ситуации в отрасли и стране;
- повышение уровня жизни работников на основе проводимых корпоративных программ, выходящих за рамки установленных законодательством требований (в том числе, с помощью программы ипотечного кредитования, негосударственного пенсионного обеспечения через НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», корпоративного страхования, системы дополнительных выплат отдельным категориям работников и пенсионеров);
- применение подхода социально ответственного высвобождения работников, в том числе с помощью: регулирования численности работников за счет, в первую очередь, мероприятий внутреннего характера (например, перемещения работников на другие должности в Компании, переезда на другое место работы); создания кадрового резерва; подготовки и переподготовки подлежащих высвобождению работников и создания для них новых рабочих мест; предоставление социальных гарантий высвобождаемым работникам в соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД»;
- обеспечение качественного функционирования объектов социальной сферы в условиях реформирования отрасли с учетом их социальной необходимости, прежде всего – в районах, где предприятия железнодорожного транспорта являются градообразующими, а также районах не имеющих альтернативных объектов социальной сферы;
- создание и поддержание качественных условий жизни для работников ОАО «РЖД» и их семей в монопроизводственных населенных пунктах, где предприятия железнодорожного транспорта являются градообразующими;
- совершенствование охраны здоровья и безопасности труда работников Компании, создание максимально комфортных и безопасных условий труда и отдыха, предоставляющих работникам возможности и мотивацию к наиболее полной реализации их профессионального и творческого потенциала;
- предоставление ряда социальных гарантий молодежи и другим определенным категориям работников, семьям работников, включая летний отдых и оздоровление детей работников Компании в соответствии с принятыми в компании локальным нормативным актам, охватывающим практически весь спектр стратегически важных программ для формирования сильного кадрового резерва и HR-будущего компании.
В разработанный пакет социальных гарантий входят и программы поддержки молодых сотрудников («Молодежь ОАО «РЖД»), и концепция развития «детских железных дорог», и спортивно-оздоровительные мероприятия, и иные меры, необходимые для поддержки сотрудников компании на различных этапах профессионального и жизненного самоопределения.
Компания ОАО «РЖД» активно использует КСО-мероприятия для командообразования сотрудников, вовлечения их в социально значимые проекты. Одним из них является традиционный благотворительный забег «Достигая цели», который компания проводит в первое воскресенье августа, в рамках празднования «Дня Железнодорожника». Спорт представлен в компании, в целом, на самом высоком уровне – участники легендарного РФСО «Локомотив» участвуют в Олимпийских играх, в составе сборной страны, и в их «копилке» более 70 олимпийских медалей.
Но и для непрофессиональных спортсменов компания постоянно разрабатывает программы мероприятий – спортивные направления, в целом, широко используются в тимбилдинге ОАО «РЖД». «Спортивно-массовая работа является одним из наиболее доступных средств повышения сплоченности трудовых коллективов, развития массового спорта», – уточняется на вебсайте компании. Однако, не менее интересны проекты, направленные на развитие и поддержание творческого потенциала сотрудников.
В разные годы в ОАО «РЖД» совместно с РОСПРОФЖЕЛ были реализованы корпоративные социальные проекты:
- поэтический конкурс «Дорожные мотивы»;
- конкурс декоративно-прикладного творчества «Кладовая ремесел»;
- конкурс авторской песни «Бери гитару! Пора в дорогу!»;
- фотоконкурс «Профессия в лицах»;
- фестиваль национальных культур «Дорогой единой»;
- фестиваль искусств «40 лет БАМу»;
- фестиваль искусств «Созвездие городов-героев»;
- конкурс «Лучший объект культуры ОАО «РЖД»;
- конкурс «Юные таланты РЖД»;
- конкурс «Лучшая новогодняя игрушка ОАО «РЖД»;
- конкурс «Станция Театральная»;
- конкурс рисунков и фотографий «Новогодняя магистраль».
Если в России КСО находится только на этапе активного внедрения, тестирования, апробации в российских компаниях, то в Европе с CSR (Corporate Social Responsibility) работают уже давно.
«DMI Daily Digest» уточняет, что сегодня даже небольшие компании находят возможности сделать свой вклад в виде корпоративной социальной ответственности. Данное явление связано с тем, что и клиенты, и сотрудники-миллениалы, относящиеся к поколению Z, сегодня выбирают компании, занимающие активную социальную позицию.
Так, компания L’Oreal в 2010 г. включила в свой календарь «День социальной ответственности», когда сотрудники могут посвятить свое рабочее время не выполнению текущих задач, а помощи подопечным различных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере и в области защиты окружающей среды.
Подобную практику ввела и медицинская компания «Novartis», организовавшая «День социального партнерства», во время которого сотрудники компании выступают в качестве волонтеров и посещают больницы, хосписы, стационары, помогая в уходе за людьми с ограниченными возможностями или страдающими тяжелыми заболеваниями.
Важно, что сотрудник компании, вовлеченный КСО-мероприятие, может не обладать специальными навыками или знаниями – грамотное распределение ролей в команде волонтеров является одной из важных компетенций специалиста по КСО. Благодаря точной и правильной расстановке участников события, достигается необходимый эффект: компания принимает участие в общественной жизни не только, как юридическое лицо, но и как коллектив единомышленников, имеющих одну систему ценностей.
Объединяя сотрудников в спортивные, творческие или другие команды для реализации социально значимых, в том числе, благотворительных, проектов, корпорации ставят перед собой ряд следующих задач:
- формирование единых ценностных ориентиров у компании и ее персонала;
- развитие межличностных контактов и внутрикорпоративных коммуникаций;
- вовлечение сотрудников в работу компании;
- формирование корпоративной лояльности;
- создание и поддерживание имиджа привлекательного HR-бренда среди работников;
и, как следствие – повышение эффективности труда и жизненного цикла сотрудников компании.
- Внутренняя и внешняя политика компании, как фундамент HR-бренда
- Определение социальной позиции HR-бренда
- Социально-психологические аспекты формирования корпоративной культуры организаций
- Обучение персонала социокультурный аспект
- Классификация сотрудников компании по типам мотивации
- Социологические теории мотивации
- Теория поколений как социологический инструмент профессионального распознавания личности в рекрутинге
- Создание «уникального торгового предложения» HR-бренда для различных социальных слоев населения
- Идеи символического интеракционизма, социальной феноменологии, структурного функционализма, концепции идентификации и семантические концепции культуры в социокультурном анализа HR-бренда
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу